Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 января 2009 г. N А60-40876/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 16 января 2009 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Уральского Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к обществу с ограниченной ответственностью "АП УралАвтоЮг" о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: К.А. Щенникова - главный государственный инспектор, доверенность N 1-15/13 от 12.01.2009г., предъявлено служебное удостоверение;
от заинтересованного лица: Е.В. Зыкова - директор, решение о создании общества от 03.04. 2008 г., предъявлен паспорт.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, помощнику судьи не заявлено.
Уральское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Госавтодорнадзор) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АП УралАвтоЮг" (далее по тексту - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованное лицо отзыв не представило.
В судебном заседании, открытом 14 января 2009 года, объявлялся перерыв до 16 января 2009 года. После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии АСС-66-003210, выданной 19 мая 2008 года Уральским управлением госавтодорнадзора со сроком действия до 19 мая 2013 года.
На основании распоряжения от 01 декабря 2008 года N 2685 заявителем проведена внеплановая проверка соблюдения обществом требований законодательных и нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса в Российской Федерации, по факту дорожно-транспортного происшествия, совершенного 25 ноября 2008 года.
По результатам проверки составлен акт от 5-10 декабря 2008 года N 38308 и протокол об административном правонарушении от 10 декабря 2008 года N 217-08, вынесено предписание N 2685.
Как следует из протокола об административном правонарушении, заинтересованным лицом при осуществлении пассажирских перевозок на автотранспорте, вместимостью более 8 человек, допущены следующие нарушения условий лицензирования:
- диспетчеры Мухина, Воронина не прошли обучение на курсах по безопасности дорожного движении и аттестацию в Госавтодорнадзоре (пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N 637);
- не обеспечена своевременность проведения сверок с органами ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с участием автотранспортных средств, принадлежащих обществу - сверки проведены 29 апреля 2008 года и 14 ноября 2008 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 647);
- нарушена правильность ведения документации по учету рабочего времени и времени отдыха водителей, а именно: в табеле не проставляется количество отработанных часов за смену и за месяц, отсутствует график работы водителей на линии (Приказ Минтранса Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 15).
Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, получить лицензию и выполнять её условия предусмотрена Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 года N 876 в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установлено, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.
Подпунктами "г", "д" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются наличие у лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность, а также соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно Приложению к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденному Приказом Минтранса Российской Федерации и Минтруда Российской Федерации от 11 марта 1994 года N 13/11, в перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации, входят, в том числе диспетчеры.
В соответствии с Приказом Минтранса Российской Федерации от 22 июня 1998 года N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом" квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте.
Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным в данных Требованиях специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".
В нарушение указанного правила два диспетчера, работающие в обществе, на момент проверки не прошли соответствующее специальное обучение и не аттестованы.
В судебном заседании заинтересованное лицо пояснило, что 28 ноября 2008 года из общества была уволена диспетчер, прошедшая соответствующее обучение и аттестацию, и на ее место принято два диспетчера с испытательным сроком, в связи с чем на момент проведения проверки обучение ими пройдено не было.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлены доказательства того, что в настоящее время один из диспетчеров, а именно Н.В. Мухина, прошла обучение по программе "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации", о чем ей выдано удостоверение профессиональной компетенции от 31 декабря 2008 года.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица факт вышеописанного правонарушения признала, однако пояснила, что данное нарушение не оценивает как грубое.
Нарушение обществом вышеприведенных нормативных положений по допуску специалистов организации, осуществляющей перевозку пассажиров автомобильным транспортом, только при наличии у этих работников специального образования и прохождения аттестации, подтверждается материалами дела. Общество не представило доказательств принятия им всех мер для соблюдения приведенных правил.
Довод заинтересованного лица о том, что при принятии диспетчеров на работу с испытательным сроком, общество не может нести затрат по их обучению, так как не знает выдержат ли работники испытания, не принимается судом во внимание, так как не освобождает общество от обязанности соблюдения установленных правил.
Согласно пункту 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 647 "Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий" владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Проверкой установлено, что сверки с ГИБДД по наличию дорожно-транспортных происшествий производятся с нарушением периодичности.
Как следует из материалов дела, сначала осуществления предпринимательской деятельности обществом с ГИБДД проведено 2 сверки - 29 апреля 2008 года и 14 ноября 2008 года.
Факт нерегулярного проведения сверок общество не отрицает, однако представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснила, что нарушение периодичности проведения сверок связано с особенностями работы органов ГИБДД с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, с учетом которой фактически не представляется возможности проводить ежемесячные сверки. Данный довод также не принимается судом во внимание, так как сведений об отказах в проведении ежемесячных сверок со стороны органов ГИБДД обществом не представлено, как и сведений о наличии иных препятствий к соблюдению указанного нормативного требования.
Согласно пункту 3.3.2 Приказа Минтранса Российской Федерации от 09 марта 1995 года N 27 режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и положением о рабочем времени и времени отдыха водителей. С учетом этих оснований должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Пункт 4 Приказа Министерства транспорта от 20 августа 2004 года N 15 предусматривает, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
В нарушение данных требований обществом в табелях учета рабочего времени не ведется должным образом учет рабочего времени водителей. Представленные контрольному органу табели учета рабочего времени содержат только указание на рабочую смену каждого из водителей, без указания на количество часов за рабочий день и в месяц.
Представитель заинтересованного лица в ходе судебного заседания пояснила, что во время проверки вместо табелей учета рабочего времени проверяющим были представлены графики работы водителей.
В судебном заседании обществом представлены табели учета рабочего времени за ноябрь-декабрь 2008 года, однако указанные табели также не соответствуют требованиям закона, поскольку не содержат время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
Вышеуказанное свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вина общества в допущенных нарушениях состоит в неорганизации им, как лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, соблюдения условий осуществления, предъявляемым к лицензиату.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении или смягчающих ответственность заинтересованного лица, не установлено, порядок возбуждения дела об административном правонарушении соблюден, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
При назначении административного наказания суд учитывает частичное устранение обществом выявленных нарушений и, с учетом мнения заявителя, суд полагает возможным применить размер штрафа по низшему пределу санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "АП "УралАвтоЮг" (место нахождения: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8-е Марта, д. 269, офис 201; ОГРН 1086674011236) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 (Тридцать тысяч) рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Уральское управление Госавтодорнадзора)
ИНН 6662023096, КПП 667201001
Расчетный счет 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области
БИК 046577001, код по БК 10611690040040000140
ОКАТО 65401000000
Административный штраф Уральского управления Госавтодорнадзора.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 января 2009 г. N А60-40876/2008-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника