Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 4 февраля 2009 г. N А60-665/2009-С8
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга к закрытому акционерному обществу "Первая помощь" о привлечении к административной ответственности при участии в судебном заседании от заявителя: представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, от заинтересованного лица: О.И. Бердина, представитель, доверенность от 29.12.2008 N б/н.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель письмом от 27.01.2009 N 02-12/08 заявил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.
Других ходатайств и заявлений не поступило.
В заседании суда 30.01.2009 объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 03.02.2009. По окончании перерыва заседание суда продолжено.
Прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Первая помощь" (далее - Заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за совершение правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, представило отзыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, арбитражный суд установил:
На основании постановления от 11.12.2008 N 214 сотрудниками прокуратуры Железнодорожного района г. Екатеринбурга и ОБППР и АЗ УВД Железнодорожного района г. Екатеринбурга в период с 11.12.2008 по 15.12.2008 проведена проверка финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности заинтересованного лица в аптеке, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Свердлова, 2.
В ходе проверки установлен факт розничной продажи лекарственных средств - 5 флаконов препарата "Ампицилин" по цене 4 руб. 70 коп. за каждый, раствор для инъекций "Новокаин" 10 ампул по цене 16 руб. 20 коп. без рецепта врача.
Результаты проверки оформлены актом проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности от 11.12.2008 N 214, актом проверочной закупки от 11.12.2008.
Указанные лекарственные средства были изъяты у заинтересованного лица, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 11.12.2008.
По итогам рассмотрения материалов проверки прокурором Железнодорожного района г. Екатеринбурга в отношении заинтересованного лица вынесено постановление от 15.12.2008 о возбуждении административного производства на основании ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
В связи с тем, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд считает, что требования заявителя о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности удовлетворению не подлежат, при этом исходит из следующего.
В силу подп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
Виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Согласно п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В п. 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, также указано, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Лекарственные средства "Ампицилин", "Новокаин" не входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578, следовательно, свободная реализация указанных лекарственных средств запрещена.
В силу п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подп. "а" - "д" п. 4 Положения.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена п. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Документами, представленными в материалы дела, подтверждается факт реализации указанных лекарственных средств без рецепта врача (акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности от 11.12.2008 N 214, актом проверочной закупки от 11.12.2008).
Право сотрудников органов внутренних дел производить проверочные закупки вытекает из положений п. 16 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и п. 4 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Изъятие лекарственных средств произведено в рамках ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, как полагает суд, заинтересованным лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако порядок привлечения к административной ответственности заявителем не был соблюден.
Частью 2 ст. 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В силу п. 24 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
В целях Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 Кодекса).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что при вынесении постановления от 15.12.2008 о возбуждении административного производства присутствовал руководитель филиала закрытого акционерного общества "Первая помощь" в г. Екатеринбурге Дмитрий Вадимович Павлов на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу от 16.04.2008 N 736/лс, который не является законным представителем общества.
Постановление от 15.12.2008 о возбуждении административного производства вручено Д.В. Павлову, о чем имеется его роспись в данном постановлении.
Доверенности на участие в конкретном административном деле Д.В. Павлов при вынесении постановления от 15.12.2008 о возбуждении административного производства не имел.
При этом доказательств того, что законный представитель юридического лица был извещен о дате и месте вынесения постановления от 15.12.2008 о возбуждении административного производства и заявителем были приняты меры для извещения законного представителя юридического лица о составлении указанного постановления, в материалах дела не имеется.
Доказательства направления постановления от 15.12.2008 о возбуждении административного производства в адрес законного представителя юридического лица в материалах дела также отсутствуют.
Извещение Д.В. Павлова (письмо от 12.12.2008 N 02-12/08) о времени и месте вынесения постановления от 15.12.2008 о возбуждении административного производства не может рассматриваться в качестве надлежащего извещения законного представителя юридического лица.
Таким образом, гарантии, предоставленные юридическому лицу ст. 28.2 Кодекса, его права и законные интересы были нарушены.
Указанные нарушения, допущенные заявителем при производстве по делу об административном правонарушении, по мнению суда, являются существенными, нарушающими права заинтересованного лица и служат основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 3 ст. 29.10 Кодекса заинтересованному лицу подлежат возврату лекарственные средства, изъятые у него в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 11.12.2008.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района Свердловской области о привлечении закрытого акционерного общества "Первая помощь" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Первая помощь" лекарственные средства, изъятые протоколом изъятия вещей и документов от 10.12.2008.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 февраля 2009 г. N А60-665/2009-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника