Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 февраля 2009 г. N А60-547/2009-С5
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании 19-24 февраля 2009 года дело по заявлению ЕМУП "Водоканал" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Свердловской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании
от заявителя: Кетов М.П., представитель по доверенности N 04-10/7 от 01.01.2009, Тяжельникова Ю.Н., представитель по доверенности N 04-10/98 от 19.02.2009;
от заинтересованного лица: Бокачева О.М., представитель по доверенности без номера от 19.01.2009; Агзамова А.А., представитель по доверенности без номера от 02.02.2009.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель представил дополнение к заявлению. Суд определил приобщить дополнение к заявлению к материалам дела. Заинтересованное лицо заявило ходатайство об объявлении перерыва для уточнения правовой позиции по делу. Ходатайство судом удовлетворено, в судебном заседании 19.02.2009 года объявлен перерыв до 10-00 24.02.2009 года. После перерыва судебное заседание продолжено. Других заявлений, ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
ЕМУП "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Свердловской области с требованием о признании незаконным постановления от 29 декабря 2008 года N 196 о назначении ЕМУП "Водоканал" административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв, с требованиями несогласно.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Свердловским природоохранным прокурором 16 декабря 2008 года по результатам проверки ЕМУП "Водоканал" по факту гибели рыбы в реке Камышенке вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Как следует из указанного постановления, заявитель, не имея утвержденных нормативов допустимого сброса сточных вод в водный объект реку Камышенку, осуществил сброс сточных вод в реку Камышенку с превышением нормативов ПДК (ВСС) для водных объектов рыбохозяйственного значения.
Согласно ранее действовавшим разрешениям, указанный водоем имеет рыбохозяйственное значение.
29 декабря 2008 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Свердловской области вынесено постановление N 196 о назначении ЕМУП "Водоканал" административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ЕМУП "Водоканал" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что отсутствуют основания для признания незаконным указанного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходит из наличия в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, которой установлено административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Следовательно, привлекая предприятие к административной ответственности по основаниям данной статьи, административный орган должен установить, в чем выразилась объективная сторона правонарушения, какие конкретно правила водопользования нарушены, в каком законе или ином нормативном акте эти правила установлены.
В ходе проверки установлено, что с 09.07.2008 разрешение на сброс сточных вод и нормативы допустимых значений не действуют.
Между тем, заявитель продолжал осуществлять сброс сточных вод в реку Камышенку.
Предприятие, эксплуатируя очистные сооружения водопровода, в нарушение ч. 2 ст. 11, п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) осуществляет сброс промывных сточных вод в реку Камышенку с превышением установленных норм допустимого сброса загрязняющих веществ в реки, имеющие рыбоохранное значение.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.
Статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного кодекса. Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 этого же Кодекса.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод.
Статьями 34, 39 Закона установлены виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, обязанность соблюдения юридическими лицами требований и утвержденных технологий в области охраны окружающей среды, а также нормативов при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов.
Согласно п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу п. 3 ст. 35 Водного кодекса РФ утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" определено, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
До утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее, чем до 1 января 2015 года, нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (статья 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ).
Как следует из материалов дела, разрешением N 537-П Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому Федеральному округу в период с 09.07.2007 по 09.07.2008 предприятию на указанный период были определены нормы разрешенного сброса загрязняющих веществ, а также допустимая концентрация каждого загрязняющего вещества на выпуске сточных и дренажных вод.
Однако срок действия данных нормативов истек, новые документы на водопользование в виде сброса сточных вод в реку Камышенку заявителем не получены.
В пробах сточных вод, сбрасываемых предприятием в р. Камышенка, отобранных 04.12.08 ФГУ "ПЛАТИ по УФО" согласно протоколу отбора проб N 790 от 09.12.08, было зафиксировано превышение ПДК для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение: по нефтепродуктам в 1,5 раза; по иону аммония в 7,6 раза; по фосфору (фосфатов) в 10,5 раза; по железу в 1,5 раза; по цинку в 1,9 раза; по меди в 2,0 раза; по алюминию в 1,7 раза. Согласно протоколу N 444 ФГУ "ЦЛАТИ по УФО" результатов биотестирования выпуска сточных вод с очистных сооружений САС МУП "Водоканал" г. Екатеринбурга в р. Камышенка сбросные воды оказывают острое токсическое действие.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предприятием ст. 11 Водного кодекса РФ.
Поскольку проверкой установлен и предприятием по существу не оспорен факт сброса им сточных вод в поверхностный водный объект река Камышенка с нормативным качеством, превышающим ПДК, что привело к значительному загрязнению окружающей среды - гибель рыбы в реке имеющей рыбоохранное значение, административный орган обосновано сделал вывод о правомерности привлечения заявителя к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса.
В ходе возбуждения административного производства и при вынесении оспариваемого постановления присутствовал представитель заявителя на основании надлежащим образом оформленной доверенности, выданной для представления интересов предприятия по вопросам привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, датированной днем возбуждения административного производства и днем привлечения к ответственности. Заинтересованным лицом представлены также доказательства надлежащего уведомления заявителя о времени и месте возбуждения административного производства и рассмотрения административного дела.
Административным органом назначено минимальное наказание в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, при этом учтены в качестве смягчающих вину обстоятельств факт совершения предприятием мероприятий по снижению содержания в сбрасываемых водах загрязняющих веществ, оказываемых негативное влияние на водный объект.
Кроме того, суд принимает во внимание, что заявитель, фактически, признал и не оспаривает факт отсутствия до настоящего времени правоустанавливающих документов на водопользование - сброс сточных вод в реку Камышенку, в том числе, утвержденных нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Довод заявителя о том, что подлежит применению ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ судом отклоняется, поскольку в данном случае, заявитель привлечен к ответственности за бездействие, выразившееся в неполучении правоустанавливающих документов на право осуществлять водопользование - сброс сточных вод.
Согласно постановлению N 197 от той же даты предприятие привлечено также к ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ за причинение вреда окружающей среде, за несоблюдение требований, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, за несоблюдение нормативов качества окружающей среды.
Таким образом, предприятием совершены бездействие и действие, которые являются двумя различными правонарушениями. Положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в данном случае не подлежат применению, поскольку данная норма содержит правила назначения наказания при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса.
Довод заявителя о недействительности постановления о возбуждении административного производства, поскольку в нем отсутствует дата вынесения, судом отклоняется, как противоречащий представленному заинтересованным лицом на обозрение оригиналу указанного постановления, содержащего дату - 16.12.2008, надлежащим образом заверенная копия которого представлена в материалы дела. Кроме того, из текста данного постановления следует, что оно получено заявителем в тот же день - 16.12.2008.
Кроме того, отклоняется довод предприятия о применении положений ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных суду копий заявлений об утверждении нормативов и пояснений представителей следует, что предприятие обратилось за утверждением соответствующих нормативов допустимого сброса в компетентный орган в августе 2008 года. Причины неполучения до настоящего времени правоустанавливающих документов на пользование водным объектом - сброс сточных вод в реку Камышенку заявителю не известны. Как пояснил представитель предприятия, с какими-либо заявлениями с просьбой разъяснить причины невыдачи нормативов заявитель не обращался, бездействие в судебном порядке не обжаловалось. Таким образом, у заявителя отсутствуют доказательства принятия всех необходимых и достаточных мер по надлежащему оформлению документов, предоставляющих право осуществлять водопользование в виде сброса сточных вод в водный объект - реку Камышенку.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Отказать ЕМУП "Водоканал" в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Свердловской области от 29 декабря 2008 года N 196 о назначении ЕМУП "Водоканал" административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. незаконным.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2009 г. N А60-547/2009-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника