Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 марта 2009 г. N А60-34467/2008-С3
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2009 года
Полный текст решения изготовлен 12 марта 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-34467/2008-С3 по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Филиал "Свердловская железная дорога" Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания к Обществу с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания" о взыскании 4 980 903 руб. 30 коп. и по встречному иску Общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания" к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" Филиал "Свердловская железная дорога" о взыскании 52 675 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Бондарева Г.Н., представитель по доверенности N 66Б582361;
от ответчика: Соколовская Е.Ю., представитель по доверенности от 01.12.2008 г..
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав сторон, суд установил:
Истец по первоначальному иску - ОАО "РЖД" Филиал "Свердловская железная дорога" Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания - обратился в арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "Транспортно-логистическая компания" о взыскании задолженности по внесению арендной платы в рамках договора аренды грузовых вагонов N 5/2006 от 13.12.2006 г. в размере 1 212 078 руб. 30 коп. и штрафа за несвоевременный возврат вагонов из аренды в размере 3 768 825 руб.
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 12.01.2009 г., истцом было заявлено ходатайство об уменьшении суммы иска до 4 787 760 руб. 90 коп.
11 января 2009 г. в Арбитражный суд Свердловской области от ответчика - ООО "Транспортно-логистическая компания", поступил встречный иск о взыскании с ОАО "РЖД" в лице филиала Свердловская железная дорога излишне уплаченной в рамках договора аренды грузовых вагонов N 5/2006 от 13.12.2006 г. арендной платы в размере 52 675 руб. 20 коп.
В судебном заседании 04 февраля 2009 г. истцом по первоначальному иску было заявлено ходатайство об уменьшении суммы иска до 3 044 778 руб. 90 коп.
В настоящем судебном заседании истцом по первоначальному иску заявлено ходатайство об уменьшении суммы иска до 3027410 руб. 40 коп.
Суд принимает уменьшение размера исковых требований на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд рассматривает исковое требование ОАО "РЖД" Филиал "Свердловская железная дорога" Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания к ООО "Транспортно-логистическая компания" о взыскании задолженности по внесению арендной платы в рамках договора аренды грузовых вагонов N 5/2006 от 13.12.2006 г. и штрафа за несвоевременный возврат вагонов из аренды в размере 3027410 руб. 40 коп., и встречное исковое требование ООО "Транспортно-логистическая компания" о взыскании с ОАО "РЖД" в лице филиала Свердловская железная дорога излишне уплаченной в рамках договора аренды грузовых вагонов N 5/2006 от 13.12.2006 г. арендной платы в размере 52675 руб. 20 коп.
В обоснование заявленных требований истец по первоначальному иску - ОАО "РЖД" - пояснил следующее.
В соответствии с договором аренды грузовых вагонов Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" N 5/2006 от 13 декабря 2006 ответчику был передан в аренду 71 вагон. Арендная плата за один вагон в сутки составляет 548 рублей 70 копеек (с учетом НДС) и вносится Арендатором ежемесячно путем перечисления 100 процентов денежных средств на расчетный счет Арендодателя до первого числа месяца, в счет которого вносится арендная плата, то есть договором предусмотрена 100-процентная предоплата. Однако арендатор свои обязательства по оплате выполнил не в полном объеме. Размер задолженности на момент подачи иска составил 1212078 рублей 30 копеек, на указанную сумму 29.02.2008 года Ответчику выставлен счет-фактура N 0100240000006050/0000000823, который был оплачен ответчиком частично после передачи спора в суд. Кроме того согласно пункту 2.3 договора возврат вагонов осуществляется Арендатором по железнодорожной станции Нягань Свердловской железной дороги в течение 10 суток со дня окончания срока аренды вагонов, срок окончания договора аренды - 31.12.2007 г. Следовательно, арендованные вагоны должны были быть возвращены в течение периода времени с 01.01.2008 г. по 10.01.2008 г. Однако, указанное обязательство ответчиком также исполнено ненадлежащим образом. В соответствии с пунктом 5.4 договора при не возврате Арендатором вагонов в течение 10 суток со дня окончания срока аренды Арендатор несет ответственность в виде штрафа в пятикратном размере арендной платы за каждый день просрочки возврата вагонов. Общий размер штрафа составил 3768825 (три миллиона семьсот шестьдесят восемь тысяч восемьсот двадцать пять) рублей (расчет прилагается). На указанную сумму ответчику 12 марта 2008 года выставлен счет N 20-ДЦФТО. На оплату указанных сумм ответчику направлена претензия N ДЦФТОДО-1136 от 20.05.2008 г. В указанной претензии устанавливается срок для погашения задолженности и уплаты штрафа до 20.05.2008 г., однако, по состоянию на 20.06.2008 г. ответ на претензию не был получен, а также не была произведена оплата сумм задолженности и штрафа. Ответ на претензию направлен истцу позже установленного срока.
На день настоящего судебного заседания размер задолженности по внесению арендной платы в рамках договора аренды грузовых вагонов N 5/2006 от 13.12.2006 г. и штрафа за несвоевременный возврат вагонов из аренды составляет 3027410 руб. 40 коп.
Истец по встречному иску - ООО "Транспортно-логистическая Компания" - в обоснование своих требований пояснил, что в декабре 2007 года арендная плата за весь месяц была уплачена Арендатором своевременно, до 1 декабря из расчета 548 (пятьсот сорок восемь) рублей 20 коп за вагон в сутки в том числе НДС 18%.
Однако, 24 декабря 2007 года, арендованные вагоны N N 73602245, 72417843, 73372864, 74117276, 73504367, 73417784, 73974040, 73973257, 73521460, 73661969, 73258550, 74063900, 74070715, 73914210, 73907420, 73689200 в количестве 16 штук были забракованы на станции Нягань Свердловской железной дороги по причинам, за которые несет ответственность Арендодатель - ОАО "РЖД", что подтверждается актами формы ВУ-23 - у 15-ти вагонов истек срок деповского ремонта - код неисправности 570, один вагон имел тонкий гребень - код неисправности 102. 25 декабря 2007 года все вагоны были направлены в ремонт, что подтверждается ж.д. квитанциями, номера которых указаны в расчете.
В соответствии с пунктом 4.4. договора арендная плата не начисляется за время, в течение которого вагон находился в ремонте, предусмотренном пунктом 3.7. договора, при этом время нахождения вагона в ремонте исчисляется с даты отправления его в ремонт по дату возвращения из ремонта, которые определяются по календарным штемпелям в перевозочных документах.
Таким образом, переплата арендной платы за декабрь 2007 года составила 52 672, 20 (пятьдесят две тысячи шестьсот семьдесят два) рубля 20 коп.,(из расчета 16 вагонов по 6 суток, суточная ставка - 548,70 рублей с НДС) которая в соответствии со ст. 15, 393, 394 ГК РФ подлежит возмещению.
Как следует из материалов дела, 13 декабря 2006 года между Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и Обществом с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания" заключен договор аренды грузовых вагонов Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" N 5/2006 . Названный договор заключен сроком по 31.12.2007 г. (дополнительное соглашение N 2 от 07.05.2007 г. к договору), в соответствии с условиями которого ОАО "РЖД" передало ООО "Транспортно-логистическая компания" 71 вагон (дополнительное соглашение N 1 от 16.04.2007 г. к договору, акт приема-передачи N 1 от 09.03.2007 г.).
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 4.1 договора арендная плата за передаваемые на условиях настоящего договора вагоны устанавливается в соответствии с Протоколом согласования договорной цены (приложение N 4 к договору), являющееся неотъемлемой частью данного договора.
На основании Протокола согласования договорной цены (приложение N 4) размер арендной платы за один вагон в сутки составляет 548 рублей 70 копеек (с учетом НДС).
В пункте 4.3 данного договора предусмотрено, что арендная плата вносится Арендатором ежемесячно путем перечисления 100 процентов денежных средств на расчетный счет Арендодателя до первого числа месяца, в счет которого вносится арендная плата.
В декабре 2007 года арендная плата за весь месяц была уплачена Арендатором своевременно, до 1 декабря из расчета 548 руб. 70 коп за вагон в сутки за все арендованные вагоны.
Как следует из материалов дела, 24 декабря 2007 года, арендованные вагоны N N 73602245, 72417843, 73372864, 74117276, 73504367, 73417784, 73974040, 73973257, 73521460, 73661969, 73258550, 74063900, 74070715, 73914210, 73907420, 73689200 в количестве 16 штук были забракованы на станции Нягань Свердловской железной дороги по причинам, за которые несет ответственность Арендодатель - ОАО "РЖД", что подтверждается актами формы ВУ-23, из которых следует, что у 15-ти вагонов истек срок деповского ремонта - код неисправности 570, один вагон имел тонкий гребень - код неисправности 102.
В соответствии с таблицей распределения основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения, утвержденной протоколом Комиссии Совета по железнодорожному транспорту в августе 2006 года, арендованные вагоны имели технологические и эксплуатационные неисправности - коды неисправности 570, 102.
Таким образом, арендованные вагоны в количестве 16 штук были забракованы железной дорогой 24 декабря 2007 года в связи с техническими неисправностями, на станции Нягань Свердловской железной дороги по причинам, за которые несет ответственность Арендодатель, что подтверждается актами формы ВУ-23, а 25 декабря 2007 года все вагоны были направлены в ремонт, что подтверждается ж.д. квитанциями. Указанные вагоны прибыли на станцию назначения 07.01.2008 г., отремонтированы были 20, 21, 23,24 января и выведены из аренды 20, 23 и 24 января 2008 года.
Еще 17 вагонов N N 73450488, 73250334, 74709114, 73401010, 73363558, 73158602, 73633349, 73656654, 74158304, 72664071, 73436172, 73513400, 73457376, 73350910, 74247248, 73341679, 73329567 были отправлены в ремонт в эксплуатационное вагонное депо 05 января 2008 года, куда прибыли 12 и 13 января 2008 года, а отремонтированы были только 12 и 13 февраля 2008 года.
Часть вагонов в количестве 12 штук N N 74744863, 73170417, 73173528, 73533457, 73399354, 73647539, 74851569, 73398653, 73412058, 73292708, 73247363, 72050727 была отправлена в ремонт 09 и 10 января 2008 года. Вагоны прибыли в депо 22 января, подготовлены к ремонту еще 28 и 31 января, а отремонтированы и выведены из аренды были только 14 и 15 февраля.
Из пункта 3.7 договора N 5/2006 от 13 декабря 2006 года следует, что ремонт вагонов осуществляется за счет арендодателя в случае проведения планового деповского или капитального ремонтов вагонов, проведения текущего, внеплановых деповского или капитального ремонтов вагонов в связи с возникновением повреждений, происшедших по вине железной дороги.
В соответствии с пунктом 4.4. договора N 5/2006 от 13 декабря 2006 года арендная плата не начисляется за время, в течение которого вагон находился в ремонте, предусмотренном пунктом 3.7. договора, при этом время нахождения вагона в ремонте исчисляется с даты отправления его в ремонт по дату возвращения из ремонта, которые определяются по календарным штемпелям в перевозочных документах.
Истец по первоначальному иску - ОАО "РЖД", требуя взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за пользование вагонами, фактически просит взыскать плату за время нахождения забракованных вагонов под пропаркой перед ремонтом, полагая, что из расчета времени нахождения вагонов в ремонте (применительно к п.4.4 договора аренды) следует исключить время, затраченное на пропарку вагонов.
Вместе с тем, суд считает доводы истца необоснованными в силу следующего.
Учет времени нахождения вагонов в ремонте ведется в строгом соответствии с инструкцией N ЦВ-ЦЧУ/792 от 19.10.2000 г., пункт 2.1. которой гласит: "Началом времени нахождения вагона в неисправном состоянии считается время обнаружения неисправного вагона, зафиксированное в уведомлении формы ВУ-23М". Уведомление формы ВУ-23 является документом, удостоверяющим технически неисправное состояние вагона, и основанием для перечисления вагонов из парка исправных в парк неисправных, _ уведомление выдается на неисправный вагон независимо от необходимости производства ему перед ремонтом очистки, дезинфекции, промывки, пропарки, нейтрализации, а также перегрузки груза (Инструктивные указания о порядке составления отчетных и учетных форм по вагонному хозяйству).
Учитывая изложенное, за время нахождения вагонов под пропаркой ответчик не обязан вносить арендную плату.
Требование истца о взыскании штрафа в пятикратном размере арендной платы за каждый день просрочки возврата вагонов, предусмотренного пунктом 5.4 договора, за несвоевременный возврат Арендатором вагонов в течение 10 суток со дня окончания срока аренды удовлетворению не подлежит, поскольку арендованные вагоны до истечения срока их возврата (до 10 января 2008 года) были направлены арендатором в ремонт в связи с технически неисправным состоянием, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями формы ВУ-23, которые являются основанием для перечисления вагонов из парка исправных в парк неисправных.
При указанных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" Филиал "Свердловская железная дорога" Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания к ООО "Транспортно-логистическая компания" о взыскании задолженности по внесению арендной платы в рамках договора аренды грузовых вагонов N 5/2006 от 13.12.2006 г. и штрафа за несвоевременный возврат вагонов из аренды в размере 3027410 руб. 40 коп.
Встречное исковое требование ООО "Транспортно-логистическая компания" о взыскании с ОАО "РЖД" в лице филиала Свердловская железная дорога излишне уплаченной в рамках договора аренды грузовых вагонов N 5/2006 от 13.12.2006 г. арендной платы в размере 52675 руб. 20 коп. подлежит удовлетворению в силу следующего.
Как было указано выше, 24 декабря 2007 года, арендованные вагоны N N 73602245, 72417843, 73372864, 74117276, 73504367, 73417784, 73974040, 73973257, 73521460, 73661969, 73258550, 74063900, 74070715, 73914210, 73907420, 73689200 в количестве 16 штук были забракованы на станции Нягань Свердловской железной дороги по причинам, за которые несет ответственность Арендодатель - ОАО "РЖД", что подтверждается актами формы ВУ-23. 25 декабря 2007 года все вагоны были направлены в ремонт, что подтверждается ж.д. квитанциями.
В силу пунктов 3.7 и 4.4 договора N 5/2006 от 13 декабря 2006 года арендная плата не начисляется за время, в течение которого вагон находился в ремонте в связи с возникновением повреждений, происшедших по вине железной дороги.
Таким образом, уплаченная ООО "Транспортно-логистическая компания" в декабре 2007 года арендная плата за 16 вагонов в сумме 52672 руб. 20 коп., (из расчета 16 вагонов по 6 суток, суточная ставка - 548,70 рублей с НДС) подлежит возврату арендатору - ООО "Транспортно-логистическая компания".
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В виду отказа в удовлетворении исковых требований Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Филиал "Свердловская железная дорога" Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания, расходы последнего по уплате государственной пошлины при подаче иска (в сумме 26637руб. 05коп. - в связи с уменьшением исковых требований до 3027410руб. 40коп.) возмещению за счет ответчика не подлежат. Госпошлина в сумме 9767 руб. 50 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании ч. 3 п.1 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы ООО "Транспортно-логистическая компания" по уплате госпошлины при подаче встречного иска в сумме 2080руб. 25коп. подлежат взысканию с ответчика по встречному иску.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении исковых требований Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Филиал "Свердловская железная дорога" Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания отказать.
2. Встречные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания" удовлетворить.
3. Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания" 52672 руб. 20 коп.
4. Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-логистическая компания" в возмещение расходов по госпошлине сумму 2080руб. 25коп.
5. Возвратить Открытому акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" из федерального бюджета сумму 9767 руб. 50 коп. госпошлины, уплаченной платежным поручением N 55729 от 26.08.2008 г. (подлинное платежное поручение остается в материалах дела).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 марта 2009 г. N А60-34467/2008-С3
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника