Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 8.1. Розничная торговля и общественное питание
Таблица 49
Основные показатели развития розничной торговли
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2008 г. к 2007 г. |
|||
единица измерения |
2009 г. контрольное значение |
2008 г. |
2009 г. |
||
Оборот розничной торговли |
Миллиард рублей |
402,5 |
359,1 |
377,0 |
105,0(1) |
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года |
Процент |
100,0 |
117,0 |
95,6 |
-21,4 процентных пункта |
Развитие торговой сети | |||||
Количество предприятий розничной торговли (на конец года) |
Единица |
2867 |
2889 |
3035 |
105,1 |
Торговые площади торгующих организаций без учета рынков (на конец периода) |
Тысяча метров квадратных |
1180,0 |
1128,0 |
1291,2 |
114,5 |
Ввод в действие предприятий торговли, в том числе: |
Единица |
55 |
130 |
105 |
80,7 |
за счет нового строительства |
Единица |
30 |
39 |
72 |
184,6 |
Тысяча метров квадратных |
120 |
143,8 |
155,8 |
108,3 |
|
за счет перевода в нежилые помещения |
Единица |
10 |
39 |
32 |
82,1 |
1. По сопоставимому кругу предприятий. |
В новых экономических условиях розничный товарооборот в 2009 году демонстрировал отрицательную динамику (таблица 49, рисунок 40). За январь-декабрь 2009 года объем товарооборота составил 377 миллиардов рублей, что с учетом инфляционной составляющей на 4,4 процента меньше, чем в 2008 году (по Свердловской области - на 4,4 процента, по Российской Федерации - 5,5 процента).
В 2009 году сохранилась тенденция сокращения объемов продаж товаров на розничных рынках: товарооборот сократился на 33,5 процента в сопоставимых ценах, а доля рынков в структуре оборота розничной торговли Екатеринбурга снизилась в 2009 году до 9,4 процентов с 13,6 процента в 2008 году (17,2 процента в 2007 году). Сокращение оборота рынков отчасти обусловлено ростом товарооборота и количества торговых объектов сетей FMCG (товары массового спроса - продукты питания и некоторые виды сопутствующих непродовольственных товаров), предоставляющих существенно более привлекательные для потребителей условия закупок, а также лучшие цены и качество продукции. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (с изменениями от 17.07.2009) происходит перемещение торговли с открытых рынков в стационарные предприятия. Так, в 2009 году введен в эксплуатацию торгово-гостиничный комплекс "Ханой" общей площадью 20000 метров квадратных, расположенный на территории рынка "Таганский ряд". На 01.01.2010 в Екатеринбурге функционировало 10 розничных рынков: пять универсальных, три сельскохозяйственных, один вещевой, один автомобильный.
Снижение доступности кредитных ресурсов, снижение инвестиционной активности и спроса на торговые площади в 2009 году привели к пересмотру девелоперами объемов строительства и ввода торговых объектов. В то же время продолжилось строительство переходящих объектов 2008 года высокой степени готовности. В рамках реализации стратегических проектов "Торговые узлы" и "Центральная торговая зона" в 2009 году за счет нового строительства введено пять крупных торговых центров: торговый центр "Кировский люкс" по адресу: ул. Восстания, 56 (общая площадь 10700 метров квадратных, торговая - 7000 метров квадратных), торговый центр "Фан-Фан" по адресу: ул. Ясная, 2 (общая площадь 32000 метров квадратных, торговая - 20000 метров квадратных), торгово-офисный центр "Европа" по адресу: проспект Ленина, 25 (общая площадь 32000 метров квадратных, торговая - 20000 метров квадратных), торгово-развлекательный центр "Алатырь" по адресу: ул. Малышева, 5 (общая площадь 77000 метров квадратных, торговая - 32000 метров квадратных), третья очередь торгово-развлекательного центра "Гринвич" (общая площадь 82000 метров квадратных, торговая - 53000 метров квадратных).
Рисунок 40
Динамика розничного товарооборота и оборота общественного питания (месяц текущего года к соответствующему месяцу прошлого года, в сопоставимых ценах)
Таким образом, на начало 2010 года в Екатеринбурге функционировало 24 торговых центра, общая площадь которых составляла 1074,7 тысячи метров квадратных, торговая площадь - 530,5 тысячи метров квадратных.
Также в 2009 году за счет нового строительства введены в эксплуатацию три супермаркета, четыре универсальных магазина, 10 продовольственных магазинов и 40 непродовольственных специализированных магазинов. Кроме того, введен мультибрэндовый магазин LUXURY по адресу: ул. Сакко и Ванцетти, 74, в данном предприятии торговли открыт второй в России бутик CHANEL и третий в России бутик Louis Vuitton. В третьей очереди жилого комплекса "ТихвинЪ" открыта галерея магазинов, где представлены салоны BENTLEY и FERRARI. Также в 2009 году открыто 32 магазина на первых этажах жилых зданий после перевода жилых помещений в нежилые.
Таким образом, торговые площади объектов торговли по состоянию на 01.01.2010 составили 1291,2 тысячи метров квадратных, обеспеченность торговыми площадями достигла 938,8 метров квадратных на 1000 жителей Екатеринбурга (в 2008 году - 827,1 метров квадратных на 1000 жителей).
В 2009 году был закрыт ряд действующих магазинов: 278 объектов торговли и общественного питания. С рынка уходят несетевые торговые организации, традиционно работающие на высоких торговых наценках.
Снижение конкуренции на розничном рынке, увеличение числа предложений торговой недвижимости, выгодных как по цене, так и по местоположению, позволили экономически устойчивым федеральным сетям продолжить экспансию на рынок Екатеринбурга (таблица 50).
Таблица 50
Количество сетевых операторов потребительского рынка города Екатеринбурга на конец 2009 года
Показатели |
Количество сетей, единица |
Международные бренды |
61 |
Федеральные сети |
107 |
Региональные сети |
30 |
Местные сети |
228 |
Всего сетей потребительского рынка |
426 |
За 2009 год в непродовольственной торговле прирост сетевых структур составил 10 международных и федеральных операторов, в том числе Oviesse, Redmond, сети универмагов Kalinka Stockman (Финляндия), сеть одежды ZARA (Испания), федеральный оператор "Дочки-сыночки", международный оператор Media Markt (Германия). В сфере розничной торговли продовольственными товарами рост произошел за счет укрупнения сети магазинов "Монетка", развития сети гипермаркетов "Карусель", принадлежащей компании Х5 Retail, выдвижения на рынок Екатеринбурга сетей "Красное & Белое", "Ермолинские полуфабрикаты" и прочих. По состоянию на 01.01.2010 в Екатеринбурге насчитывалось 426 сетей потребительского рынка(1) (в составе которых числилось 1673 предприятия), в том числе: 71 продовольственная сеть, объединяющая 453 магазина, 185 непродовольственных сетей, объединяющие 840 магазинов, и 170 сетей общественного питания, объединяющих 380 предприятий.
В 2009 году сохранились высокие темпы роста уровня сервиса и качества обслуживания потребителей предприятиями торговли Екатеринбурга через внедрение прогрессивных форм обслуживания на новых торговых объектах и за счет модернизации действующих. Количество предприятий торговли, работающих с применением системы самообслуживания, к концу 2009 года увеличилось до 1583 единиц (52,2 процента от общего количества предприятий торговли) (таблица 51). Внедрение новейших технологий организации торговли и современных ее форматов обеспечивает Екатеринбургу некоторое преимущество в привлечении покупателей по сравнению с городами Свердловской области и Уральского региона.
Развитие сферы общественного питания в наибольшей степени зависит от уровня доходов населения. Оборот предприятий общественного питания в 2009 году сократился на 14,8 процента в сопоставимых ценах (таблица 52). Существенное снижение оборота общественного питания отмечено на крупных и средних предприятиях (на 26,7 процента к уровню 2008 года). Можно отметить, что снижение оборотов общественного питания - это общероссийская тенденция и характерна для всех городов-миллионников (рисунок 41).
1. В соответствии с изменением понятия "торговая сеть", установленного в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Таблица 51
Внедрение современных форм обслуживания на предприятиях торговли
Показатель |
Абсолютный показатель |
Процент 2009 г. к 2008 г. |
|||
единица измерения |
2009 г. контрольное значение |
2008 г. |
2009 г. |
||
Количество предприятий, работающих с применением прогрессивных форм торговли (на конец периода), в том числе: |
Единица |
2180 |
2126 |
2296 |
108,0 |
количество предприятий с действующей системой самообслуживания |
Единица |
1520 |
1478 |
1583 |
107,1 |
количество предприятий, работающих с применением технологии штрихового кодирования |
Еди |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.