Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 мая 2010 г. N А60-10045/2010-С5
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2010 года
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании 19 мая 2010 года дело по заявлению закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" (далее - заявитель) к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо) о признании постановления недействительным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: К.И. Сутормин, паспорт 65 04 N 627624, представитель по доверенности от 01.08.08,
от заинтересованного лица: Н.Л. Доценко, паспорт 65 04 N 268177, представитель по доверенности N 4 от 14.01. 10.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. К материалам дела приобщены дополнения к отзыву от 19.05.10 и копии материалов административного производства. Заявлений и ходатайств не поступило.
Закрытое акционерное общество "Корпорация "Атомстройкомплекс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) N 14-12-10 от 10 марта 2010 года о признании Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В обосновании своих доводов заявитель ссылается на отсутствие в его действиях признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ, охраняемым общественным интересам ущерба не нанесено.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве N 17 от 31.03.10 и дополнению к отзыву от 19.05.10 просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Управлением государственного строительного надзора Свердловской области 11.02.2010 г. на основании приказа Управления государственного строительного надзора Свердловской области N 370-А от 08.04.2009 г. проведена плановая проверка ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" при строительстве объекта "1-секционный многоэтажный дом (N по ГП-2) со встроенными помещениями офисов на 1-ом этаже и творческими (художественными) мастерскими на отм.+75,760 - 2 очередь строительства", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Железнодорожный район, ул.Техническая-Ангарская.
В акте проверки отражен ряд нарушений, в том числе, нарушение требований ч. 2, 3 ст. 52, ст. 55, 8 Градостроительного кодекса РФ, ч. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.08 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: осуществляется строительный контроль за строительством жилого дома в отсутствие свидетельства о допуске работ по строительному контролю являющегося обязательным на основании Приказа Министерства регионального развития от 21.10.2009г N 480 "О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 г. N 274 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" п. 36 "Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком", п. 37 "Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим или индивидуальным предпринимателем".
По результатам проверки составлен акт проверки N 8-жд от 11.02.2010 года.
В акте проверки отражен факт отсутствия свидетельства о допуске работ по строительному контролю застройщика- заказчика. На момент проверки установлено, что выполнен монтаж коробки жилого дома, ведутся отделочные работы: устройство стяжки полов на 3, 7, 8 этажах, штукатурные работы.
12 февраля 2010 года должностным лицом Управления государственного строительного надзора Свердловской области составлен протокол об административном правонарушении N 2-жд в отношении Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" по факту совершения правонарушения отраженного в пункте первом акта проверки N 8-жд от 11.02.2010 года, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ - выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным.
10 марта 2010 года заместителем руководителя Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено оспариваемое постановление N 14-12-10 о привлечении Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, заявитель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель считает, что в его действиях отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ, охраняемым общественным интересам ущерба не нанесено. В обоснование своих требований заявитель указывает, что при строительстве объекта исходил из того, что имеющееся у него свидетельство N С-083-000001 от 03 декабря 2009 года о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства оформлено надлежащим образом. 15 февраля 2010 года ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" было получено новое свидетельство N С-083-000221 о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с учетом требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства, реконструкции, капитальному ремонту Некоммерческим Партнерством СРО "Союз стройиндустрии Свердловской области" в редакции от 12 февраля 2010 года.
Заинтересованное лицо считает, что вина ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" в совершении вменяемого ему правонарушении доказана, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Рассмотрев материалы дела, оценив его фактические обстоятельства, выслушав доводы представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
Исходя из положений ст. 55.8 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять вид работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.
Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 58 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона состоит в выполнении работ или отступлении от утвержденных саморегулируемой организацией норм и правил, отраженных в свидетельстве о допуске к конкретному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также в отсутствии свидетельства о допуске к таким работам.
Как следует из материалов дела, с 28 сентября 2007 года заявитель в соответствии с выданным Администрацией города Екатеринбурга ЗАО "Компания "Атомстройкомплекс" Разрешением на строительство N RU 66302000 -545 от 28 сентября 2007 года и Разрешением на строительство N RU 66302000 - 473 от 31 июля 2009 года, а также Договором на выполнение функций заказчика N 10-194-06 от 17 января 2006 года ведет строительство объекта капитального строительства по проекту "1-секционный многоэтажный жилой дом (N по ГП - 2) со встроенными помещениями офисов на 1-ом этаже и творческими (художественными) мастерскими на отм.+ 75,760 м. - 2 очередь строительства", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Железнодорожный район, ул.Техническая - Ангарская". Разрешение на строительство N RU 66302000 - 473 от 31 июля 2009 года было выдано на срок до 31 марта 2010 года.
В связи с изменившимися требованиями к организациям осуществляющим строительство и к документации необходимой для строительства объектов капитального строительства заявитель вступил в Некоммерческое Партнерство СРО "Союз стройиндустрии Свердловской области" и 03 декабря 2009 года получил Свидетельство N С-083-000001 от 03 декабря 2009 года о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующее Требованиям к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства, реконструкции, капитальному ремонту Некоммерческим Партнерством СРО "Союз стройиндустрии Свердловской области" в редакции от 28 мая 2009 года.
В связи с вновь изменившимися требованиями в редакции от 12 февраля 2010 года утвержденными Решением Общего собрания членов Некоммерческого Партнерства СРО "Союз стройиндустрии Свердловской области", Протокол N 6 от 01 февраля 2009 года возникла необходимость внесения изменений в уже выданные свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В связи с чем, заявитель 05 февраля 2010 года обратился с заявлением о внесении изменений в Свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
15 февраля 2010 года заявителю было выдано Свидетельство N С-083-000221 о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с учетом Требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства, реконструкции, капитальному ремонту Некоммерческим Партнерством СРО "Союз стройиндустрии Свердловской области" в редакции от 12 февраля 2010 года.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Из анализа части 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона данного правонарушения состоит не только в отсутствие свидетельства о допуске к работам, но и в ведении текущей деятельности по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Между тем суд установил, что доказательства выполнения Закрытым акционерным обществом "Корпорация "Атомстройкомплекс" оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства работ по строительству проверяемого объекта, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Железнодорожный район, ул.Техническая-Ангарская, в том числе осуществление строительного контроля за строительством жилого дома административным органом не представлено.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ заключается именно в производстве конкретных видов работ по строительству, без свидетельства о допуске к конкретному виду работ, если такой документ является обязательным для ведения именно этих работ (согласно перечню, содержащемуся в приложении к свиедтельству).
Согласно акту проверки N 8-жд от 11.02.2010 года установлены лишь факты ведения отделочных работ по устройству стяжки полов на 3, 7, 8 этажах и штукатурных работ. Между тем, указанные виды работ не относятся к такому виду работ, на которые должно быть получено свидетельство о допуске.
Следовательно, заинтересованное лицо не представило наличие в действиях заявителя объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ.
Кроме того, административный орган составил протокол об административном правонарушении N 2-жд от 12 февраля 2010 года в отношении Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" по факту совершения правонарушения отраженного в пункте первом акта проверки N 8-жд от 11.02.2010 года, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ в котором отразил что "отсутсвует свидетельство о допуске рабобт по строительному контролю застройщика-заказчика".
Между тем, согласно постановлению по делу об административном правонарушении N 14-12-10 от 10 марта 2010 года в установочной его части указано, что "Закрытое акционерное общество "Корпорация "Атомстройкомплекс" осуществляет строительство объекта капитального строительства, в том числе осуществляет строительный контроль за строительством при отсутствии свидетельства о допуске работ по строительному контролю, являющегося обязательным".
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении N 2-жд от 12 февраля 2010 года в отношении Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" в вину заявителю не вменено осуществлении строительства объекта капитального строительства, то есть выполнение тех видов работ по строительству, без свидетельства о допуске к конкретному виду работ, для ведения которых необходимо получение указанного документа (согласно перечню, содержащемуся в приложении к свиедтельству).
За само по себе отсутствие свидетельства о допуске работ по строительному контролю субъекты предпринимательской деятельности не могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ, равно как и за ведение тех видов строительных работ, получение свидетельства на выполнение которых не является необходимым.
Поскольку обществу не вменено в вину объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ, кроме того, доказательства осуществления обществом объективной стороны у административного органа отсутствовали, следовательно не имелось оснований для привлечения Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" к административной ответственности.
На основании изложенного, требования заявителя о признании незаконным постановления Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 14-12-10 от 10 марта 2010 года о признании Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные Закрытым акционерным обществом "Корпорация "Атомстройкомплекс" требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 14-12-10 от 10 марта 2010 года о признании Закрытого акционерного общества "Корпорация "Атомстройкомплекс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 мая 2010 г. N А60-10045/2010-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника