Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 июня 2010 г. N Ф09-4364/10-С1 по делу N А60-50337/2009-СР
Дело N А60-50337/2009-СР
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу N А60-50337/2009-СР Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство, заказчик) - Путинцев А.В. (доверенность от 16.10.2009 N 1382а);
общества с ограниченной ответственностью "ДАРС-рпб" (далее - общество "ДАРС-рпб") - Носик А.К. (доверенность от 23.11.2009 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 24.09.2009 по делу N 884/885.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "ДАРС-рпб", общество с ограниченной ответственностью "КДП-Кетеринг" (далее - общество "КДП-Кетеринг") и общество с ограниченной ответственностью "Московский школьник" (далее - общество "Московский школьник").
Решением суда от 28.12.2009 (судья Цветкова С.А.) в удовлетворении заявления министерства отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 (судьи Риб Л.Х., Осипова С.П., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено. Заявление министерства удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на ошибочность выводов апелляционного суда о соответствии аукционной документации требованиям, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на основании жалоб общества "КДП-Кетеринг" и общества "Московский школьник" управлением вынесено решение от 24.09.2009 N 884/885, которым в действиях заказчика, его аукционной комиссии признаны нарушения п. 4 ч. 1 ст. 12, п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.
На основании указанного решения антимонопольным органом министерству, его аукционной комиссии, выдано предписание от 24.09.2009 N 884/885 об устранении выявленных нарушений Закона N 94-ФЗ.
Не согласившись с названными ненормативными актами, министерство обратилось арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемых ненормативных актов.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав на соответствие аукционной документации министерства требованиям Закона N 94-ФЗ.
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и(или) работы.
Согласно ч.ч. 1, 2, п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных п. 2-4, 4.2-5, 6, 7 и 10 ч. 4 ст. 22 названного Федерального закона, должна содержать сведения: в соответствии с ч. 2-3 ст. 35 указанного Федерального закона требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
В силу ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 36 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 названного Федерального закона.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 данного Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 17.08.2009 на официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении открытого аукциона и аукционная документация на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания военнослужащих для нужд министерства.
На официальном сайте 24.08.2009 в сети "Интернет" было размещено извещение о внесении изменений в аукционную документацию. В соответствии с данными изменениями в Приложение N 1 аукционной документации (форма "Предложение о количественных и качественных характеристиках услуг") был добавлен раздел II "Предлагаемые условия оказания услуг, сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках предлагаемых услуг".
В часть I аукционной документации "Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в аукционе" был добавлен подп. 3 п. 1, в соответствии с которым заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о количественных, качественных и функциональных характеристиках предлагаемых услуг (форма установлена в приложении N 1 к документации об аукционе).
Частью III аукционной документации "Требования к описанию участниками размещения заказа предлагаемых услуг, их количественных, качественных и функциональных характеристик" предусмотрено, что участник размещения заказа должен описать предлагаемые к оказанию услуги, а также их количественные, качественные, функциональные характеристики и иные показатели (условия), связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, используя для этой цели форму, установленную в приложении N 1 к документации об аукционе.
Раздел II "Предлагаемые условия оказания услуг, сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках предлагаемых услуг" Приложения N 1 к аукционной документации предусматривает раскрытие участниками аукциона следующей информации: порядка поставки продуктов; документов, подтверждающих качество продуктов; предлагаемого ассортиментного перечня и качества продуктов (ГОСТ, ТУ) для организации питания военнослужащих; норм довольствия, в соответствии с предлагаемыми услугами (с указанием количества продуктов на одного человека в сутки); распределения пищевых продуктов норм общевойскового пайка по приемам пищи; соотношения стоимости услуги по приемам пищи при проведении взаиморасчетов; требований к обслуживающему персоналу столовой и санитарно-эпидемиологической безопасности предлагаемых услуг; предлагаемого порядка приемки и использования объектов и имущества продовольственной службы; планирования питания; организации питания л/с караула; норм замены продуктов при выдаче продовольственных пайков; средних нормы отходов при обработке продуктов, выхода полуфабрикатов и готовых порций (на 100 г. продуктов); температуры горячей пищи к моменту ее приема и порядка ее раздачи.
При этом в части X аукционной документации разъяснены формы, порядок, даты начала и окончания представления участниками размещения заказа разъяснений положений документации об аукционе. В соответствии с п. 23 части X любой участник размещения заказа при необходимости вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений документации об аукционе.
На основании изложенного апелляционный суд обоснованно указал, что раскрытие участниками аукциона сведений, поименованных в Разделе II "Предлагаемые условия оказания услуг, сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках предлагаемых услуг" Приложения N 1 является обязательным требованием аукционной документации, которое не противоречит положениям Закона N 94-ФЗ. Порядок заполнения данного раздела (содержание информации, которая подлежит изложению в данном разделе) указан непосредственно в самом приложении вначале раздела П. При этом суд обоснованно указал, что при необходимости участник размещения заказа имел возможность направить заказчику запрос о порядке заполнения этого Раздела II Приложения N 1.
Таким образом, судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что заказчик лишил участников аукциона возможности корректно заполнить соответствующие документы, необходимые для представления в составе заявки на участие в аукционе.
Из материалов дела видно, что заявки на участие в указанном открытом аукционе были поданы обществом "ДАРС-рпб", обществом "КДП-Кетеринг" и обществом "Московский школьник".
По результатам рассмотрения заявок аукционной комиссией 14.09.2009 принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе обществу "КДП-Кетеринг" и обществу "Московский школьник", поскольку в представленном в составе заявки предложении о количественных и качественных характеристиках услуг (приложении N 1 к документации об аукционе) отсутствует информация, предусмотренная II разделом приложения N 1 к документации об аукционе - описание участником размещения заказа предлагаемых условий оказания услуг, сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках предлагаемых услуг, которые являются показателями определения соответствия предлагаемых участником размещения заказа услуг требованиям Заказчика, изложенным в приложениях к документации об аукционе.
Апелляционным судом установлен и материалами дела подтвержден Факт отсутствия в заявках общества "КДП-Кетеринг" и общества "Московский школьник" сведений, предусмотренных Разделом II Приложения N 1 аукционной документации. С запросами о разъяснении порядка заполнения Приложения N 1 к аукционной документации общество "КДП-Кетеринг" и общество "Московский школьник" к заказчику не обращались.
При этом заявка общества "ДАРС-рпб" содержит в себе сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с требованиями аукционной документации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал необоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении министерством в данном случае п. 4 ч. 1 ст. 12, п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ и удовлетворил заявленные министерством требования.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу N А60-50337/2009-СР Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Раздел II "Предлагаемые условия оказания услуг, сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках предлагаемых услуг" Приложения N 1 к аукционной документации предусматривает раскрытие участниками аукциона следующей информации: порядка поставки продуктов; документов, подтверждающих качество продуктов; предлагаемого ассортиментного перечня и качества продуктов (ГОСТ, ТУ) для организации питания военнослужащих; норм довольствия, в соответствии с предлагаемыми услугами (с указанием количества продуктов на одного человека в сутки); распределения пищевых продуктов норм общевойскового пайка по приемам пищи; соотношения стоимости услуги по приемам пищи при проведении взаиморасчетов; требований к обслуживающему персоналу столовой и санитарно-эпидемиологической безопасности предлагаемых услуг; предлагаемого порядка приемки и использования объектов и имущества продовольственной службы; планирования питания; организации питания л/с караула; норм замены продуктов при выдаче продовольственных пайков; средних нормы отходов при обработке продуктов, выхода полуфабрикатов и готовых порций (на 100 г. продуктов); температуры горячей пищи к моменту ее приема и порядка ее раздачи.
При этом в части X аукционной документации разъяснены формы, порядок, даты начала и окончания представления участниками размещения заказа разъяснений положений документации об аукционе. В соответствии с п. 23 части X любой участник размещения заказа при необходимости вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений документации об аукционе.
На основании изложенного апелляционный суд обоснованно указал, что раскрытие участниками аукциона сведений, поименованных в Разделе II "Предлагаемые условия оказания услуг, сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках предлагаемых услуг" Приложения N 1 является обязательным требованием аукционной документации, которое не противоречит положениям Закона N 94-ФЗ. Порядок заполнения данного раздела (содержание информации, которая подлежит изложению в данном разделе) указан непосредственно в самом приложении вначале раздела П. При этом суд обоснованно указал, что при необходимости участник размещения заказа имел возможность направить заказчику запрос о порядке заполнения этого Раздела II Приложения N 1.
...
Апелляционным судом установлен и материалами дела подтвержден Факт отсутствия в заявках общества "КДП-Кетеринг" и общества "Московский школьник" сведений, предусмотренных Разделом II Приложения N 1 аукционной документации. С запросами о разъяснении порядка заполнения Приложения N 1 к аукционной документации общество "КДП-Кетеринг" и общество "Московский школьник" к заказчику не обращались.
При этом заявка общества "ДАРС-рпб" содержит в себе сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с требованиями аукционной документации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал необоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении министерством в данном случае п. 4 ч. 1 ст. 12, п. 1 ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ и удовлетворил заявленные министерством требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2010 г. N Ф09-4364/10-С1 по делу N А60-50337/2009-СР
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника