Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 июня 2010 г. N Ф09-4284/10-С5 по делу N А07-23814/2009
Дело N А07-23814/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вербенко Т.Л., судей Макарова В.Н., Черкасской Г.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкиргаз" (далее - общество "Башкиргаз") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.12.2009 по делу N А07-23814/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие: прокурор Протасова М.М., удостоверение N 085450;
представители общества "Башкиргаз" - Шафиков И.М. (доверенность от 11.01.2010); Яфаев Р.К. (доверенность от 01.04.2010).
Прокуратура Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к открытому акционерному обществу "Газ-сервис" (далее - общество "Газ-сервис"), обществу "Башкиргаз", Государственному учреждению "14 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан" (далее - учреждение федеральной противопожарной службы) о признании недействительными п. 2.3, 2.4, абз. 5 п. 2.5, п. 3.8 договора на поставку газа от 01.01.2009 N 63183 (с учетом уточненных исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 31.12.2009 (судья Раянов М.Ф.) исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными п. 2.3, последний абзац п. 2.5, п. 3.8 договора поставки газа от 01.01.2009 N 63183. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 (судьи Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Как полагает общество "Башкиргаз", на учреждение федеральной противопожарной службы не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между обществом "Башкиргаз" (поставщик), обществом "Газ-сервис" (газораспределительная организация, ГРО) и учреждением федеральной противопожарной службы (покупатель) заключен договор поставки газа от 01.01.2009 N 63183.
Согласно п. 2.3 данного договора в случае невыполнения требований поставщика и ГРО по соблюдению режима газопотребления, а также в случае недопуска поставщика или ГРО к газопотребляющему оборудованию для проведения работ по отключению покупателя в связи с неоднократным нарушением последним условий настоящего договора в части расчетов за поставленный газ, поставщик и ГРО имеют право установить на подводящем трубопроводе заглушку, либо вырезать часть трубопровода.
Пунктом 2.4 договора поставки газа предусмотрено уведомление сторон о технически необходимом сокращении или полном прекращении поставки (отбора) газа в следующие сроки: о плановой остановке - за 30 дней до остановки; при неплановых остановках - за 3 суток до остановки, при возникновении аварийной ситуации - немедленно.
В соответствии с абз. 5 п. 2.5 договора при невыполнении требований поставщика или ГРО о переводе предприятия на резервный или аварийный вид топлива поставщик и ГРО имеют право провести принудительное ограничение поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения.
В силу п. 3.8 договора при невыполнении покупателем п. 3.4, 3.5, 3.6, 5.8, 9.5 настоящего договора и отсутствии диспетчерской связи с газопотребляющими объектами покупателя поставщик и ГРО имеют право сократить или прекратить поставку газа, письменно уведомив об этом покупателя и ГРО за 5 дней.
Истец, полагая, что вышеназванные условия договора поставки газа противоречат действующему законодательству, вследствие чего являются недействительными, обратился в суд с соответствующим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что оспариваемые условия договора поставки газа противоречат положениям Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, предусматривающих особые условия оплаты и подачи электрической энергии учреждениям и организациям государственной противопожарной службы, финансируемым за счет средств федерального бюджета и обеспечивающим безопасность государства; одним из условий обеспечения энергоснабжения таких потребителей является недопустимость прекращения, либо ограничения энергоснабжения.
Данные выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
На основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 определены особые условия подачи электрической и тепловой энергии и ее оплаты организациям - потребителям топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающим безопасность государства (в том числе учреждениям и организациям государственной противопожарной службы).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно приложению N 1, а также в договоры поставки газа согласно приложению N 2 и в договоры энергоснабжения согласно приложению N 3, заключаемые газо - и энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы).
Согласно Приложению N 3 к данному постановлению энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
В силу п. 1 Положения "О Федеральной противопожарной службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, федеральная противопожарная служба является составной частью государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
На основании п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п. 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
С учетом вышеназванных норм действующего законодательства суды сделали верный вывод о том, что учреждение федеральной противопожарной службы относится к субъектам, на которые распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, в связи с чем ограничение или прекращение поставки газа в отношении данного потребителя не допустимо. Таким образом, суды обоснованно указали на то, что соответствующие условия договора поставки газа от 01.01.2009 N 63183 противоречат действующему законодательству и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о том, что на учреждение федеральной противопожарной службы не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, отклоняются, поскольку противоречат материалам дела и сводятся к переоценке доказательств, исследованных судами. Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, согласно указанной норме переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.12.2009 по делу N А07-23814/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкиргаз" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
С учетом вышеназванных норм действующего законодательства суды сделали верный вывод о том, что учреждение федеральной противопожарной службы относится к субъектам, на которые распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, в связи с чем ограничение или прекращение поставки газа в отношении данного потребителя не допустимо. Таким образом, суды обоснованно указали на то, что соответствующие условия договора поставки газа от 01.01.2009 N 63183 противоречат действующему законодательству и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2010 г. N Ф09-4284/10-С5 по делу N А07-23814/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника