Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 июня 2010 г. N Ф09-4106/10-С2 по делу N А60-53456/2009-С9
Дело N А60-53456/2009-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Наумовой Н.В., судей Татариновой И.А., Юртаевой Т.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2009 по делу N А60-53456/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Заостровская В.В. (доверенность от 28.12.2009 N 11);
индивидуального предпринимателя Абраменко Владимира Викторовича (далее - предприниматель, страхователь) - Терехова О.Ю. (доверенность от 01.09.2009).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 17.09.2009 N 148 в части непринятия расходов на оплату пособий по беременности и родам в сумме 120 526 руб. 92 коп., отказа в возмещении расходов на оплату пособий по беременности и родам и на оплату единовременного пособия на рождение ребенка в сумме 144 125 руб. 08 коп.
Решением суда от 15.12.2009 (судья Кисилев Ю.К.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е., Голубцов В.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на то, что страхователем не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие исполнение трудовых обязанностей застрахованными лицами.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на злоупотребление предпринимателем правом на получение возмещения произведенных расходов на цели государственного социального страхования.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка предпринимателя по вопросам правильности расходования средств обязательного социального страхования, по результатам которой вынесено решение от 17.09.2009 N 148 о непринятии расходов, произведенных страхователем -работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования.
В ходе проверки установлено, что у предпринимателя, по мнению контролирующего органа, отсутствовала производственная необходимость в приеме на работу Трифоновой Ю.П. и Багаутдиновой Н.С. на должности менеджеров за три и два месяца соответственно до наступления отпуска по беременности и родам с окладом 22 000 руб. При этом фонд указывает, что данные лица не соответствуют квалификационным требованиям должности менеджера, поскольку не имеют образования и стажа работы по данной специальности. Исполнение указанными лицами трудовых обязанностей предпринимателем не подтверждено. В связи с названными обстоятельствами фонд сделал вывод о том, что целью указанных действий страхователя явилось искусственное создание условий для получения завышенного пособия за счет средств фонда.
Считая решение фонда незаконным в части не принятия к зачету расходов в сумме 120 526 руб. 92 коп. и в части не возмещения расходов в сумме 144 125 руб. 08 коп., из них 133 094 руб. 24 коп. на оплату пособий по беременности и родам менеджерам Черкановой А.А., Трифоновой Ю.П. и Багаутдиновой Ю.П. и 11 030 руб. 84 коп. на оплату единовременного пособия на рождение ребенка менеджеру Багаутдиновой Н.С, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что предприниматель произвел выплаты в пользу работников в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 и подп. 11 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что одним из видов социальных страховых рисков является материнство, которому соответствует страховое обеспечение в виде единовременного пособия при рождении ребенка.
В силу требований указанного Закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии с п. 1 ст. 9, подп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 165-ФЗ, ст. 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исходя из ст. 7 и 8 указанного Закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
Пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" определено, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
В силу Федерального закона N 165-ФЗ и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Судами обеих инстанций в соответствии с имеющимися в деле доказательствами (трудовыми договорами, приказами о приеме на работу, листками нетрудоспособности, расходными кассовыми ордерами, расчетными ведомостями), исследованными согласно ст. 9, 67, 68, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлены факты наступления страхового случая и наличия достаточных доказательств, подтверждающих реальность трудовых отношений с застрахованным лицом и соблюдение предпринимателем всех требований, необходимых для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию.
Объективных и неопровержимых доказательств, свидетельствующих о наличии злоупотребления предпринимателем правом на возмещение понесенных им расходов на цели социального страхования, фондом в материалы настоящего дела не представлено.
Таким образом, страховщиком не доказано, что при предъявлении расходов на выплату пособия по беременности и родам предпринимателем нарушены требования законодательства.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии доказательств, подтверждающих создание предпринимателем искусственной ситуации в целях получения денежных средств из бюджета фонда, являются правильными.
В связи с тем, что судами при рассмотрении дела по существу была дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, имеющимся в настоящем деле, нормы материального права, регулирующие порядок и условия выплаты пособия по беременности и родам, судами применены верно, то основания для переоценки выводов судов согласно ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2009 по делу N А60-53456/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу Федерального закона N 165-ФЗ и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2010 г. N Ф09-4106/10-С2 по делу N А60-53456/2009-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника