Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 июня 2010 г. N Ф09-4252/10-С2 по делу N А76-39983/2009-37-807
Дело N А76-39983/2009-37-807
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Татариновой И.А., Сухановой Н.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 (далее -фонд, учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.12.2009 по делу N А76-39983/2009-37-807 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Фортум" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 18.06.2009 N 91/88, согласно которому страхователю начислены страховые взносы в сумме 4742 руб. 23 коп., пени в сумме 480 руб. 24 коп., а также штраф в сумме 2620 руб. 49 коп., предусмотренный ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Оспариваемое решение принято по результатам проверки деятельности общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов и расходования средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 29.12.2006 по 31.12.2008.
Основанием для вынесения решения от 18.06.2009 N 91/88 послужили выводы фонда о том, что выплаченные обществом премии по итогам конкурсов и смотров, компенсационные выплаты за тепло- и электроэнергию обусловлены наличием трудовых отношений и составляют доход его работников. Названные выплаты предусмотрены коллективным договором, то есть входят в систему оплаты труда, носят поощрительный и стимулирующий характер, соответственно на них должны начисляться страховые взносы.
Решением суда от 31.12.2009 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций пришли к выводам о том, что произведенные страхователем выплаты своим работникам непосредственно не связаны с выполнением ими своих трудовых обязанностей, имеют необязательный характер, не являются компенсирующими и стимулирующими выплатами, размер выплат определялся вне зависимости от стажа работника и результатов его работы, в связи с чем, данные выплаты не могут быть объектами обложения страховыми взносами.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Учреждение указывает на то, что в соответствии с п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила начисления, учета и расходования средств) страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень), за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Премии по итогам конкурсов и суммы подарков в Перечне не указаны. Фонд настаивает на том, что выплаты работникам материальной помощи по оплате тепло- и электроэнергии являются фактически доплатой к их заработку, поскольку конечные цели расходования этих выплат никакими документами не подтверждаются.
Разрешая спор, по вопросу обоснованности начисления фондом страховых взносов на суммы премий, выплаченных обществом физическим лицам по результатам конкурсов и смотров, суды пришли к выводу о том, что произведенные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Как видно из материалов дела, премирование ряда физических лиц произведено обществом на основании приказов от 18.06.2007 N 374, 16.08.2007 N 497, от 07.08.2007 N 477, от 30.06.2008 N 280, от 29.06.2007 N 322, от 04.09.2007 N 481 при этом основанием для выплаты премий послужило участие сотрудников страхователя в спортивных соревнованиях, чемпионатах и спартакиаде.
На основании ст. 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В силу п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата облагается страховыми взносами в соответствии с требованиями абз. 12, 13 ст. 3, п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ и п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств.
В то же время отдельные выплаты работникам такими взносами не облагаются (п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств). Их Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень необлагаемых выплат). Указанный Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что произведенные обществом выплаты в качестве премии по итогам спортивных соревнований, чемпионатов и спартакиад не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников общества.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что данные выплаты не могут быть объектами обложения страховыми взносами, поскольку не связаны с результатами трудовой деятельности работников, являются правильными.
При этом суд кассационной инстанции считает, что в части, касающейся признания недействительным решения фонда от 18.06.2009 N 91/88 по привлечению общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, и предложения перечислить соответствующие суммы начисленных штрафа, пени и недоимки, исчисленных в связи с неуплатой страховых взносов за счет занижения налогооблагаемой базы в 2007 г. на суммы выплат физическим лицам материальной помощи по оплате тепло- и электроэнергии, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
В силу ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда -это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата - вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Системы заработной платы, различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Пунктом 6.11 коллективного договора определено, что для компенсации затрат работников за пользование электрической и тепловой энергией общество оказывает ежемесячную материальную помощь своим работникам.
Из материалов дела следует, что страхователь на основании п. 6.11 коллективного договора производил выплату материальной помощи своим работникам по оплате тепло- и электроэнергии.
Назначение и характер названных выплат, произведенных работникам общества, свидетельствует о том, что данные выплаты носят стимулирующий и систематический характер, направлены на поддержание трудовых правоотношений между работником и обществом, предусмотрены локальным актом.
Таким образом, выплаты обществом материальной помощи по оплате тепло- и электроэнергии входят в систему оплаты труда работников общества и должны облагаться страховыми взносами.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо определить правильность сумм подлежащих начислению и уплате в бюджет страховых взносов, пеней и штрафа, исходя из норм действующего законодательства
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.12.2009 по делу N А76-39983/2009-37-807 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по тому же делу отменить в части, касающейся признания недействительным решения Челябинского филиала N 3 Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.06.2009 N 91/88 по привлечению открытого акционерного общества "Фортум" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, и предложения перечислить соответствующие суммы начисленных штрафных санкций, пени и недоимки, исчисленных в связи с неуплатой страховых взносов за счет занижения налогооблагаемой базы в 2007 г. на суммы выплат физическим лицам материальной помощи по оплате тепло- и электроэнергии. В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что произведенные обществом выплаты в качестве премии по итогам спортивных соревнований, чемпионатов и спартакиад не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников общества.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что данные выплаты не могут быть объектами обложения страховыми взносами, поскольку не связаны с результатами трудовой деятельности работников, являются правильными.
При этом суд кассационной инстанции считает, что в части, касающейся признания недействительным решения фонда от 18.06.2009 N 91/88 по привлечению общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, и предложения перечислить соответствующие суммы начисленных штрафа, пени и недоимки, исчисленных в связи с неуплатой страховых взносов за счет занижения налогооблагаемой базы в 2007 г. на суммы выплат физическим лицам материальной помощи по оплате тепло- и электроэнергии, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
В силу ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда -это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата - вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Системы заработной платы, различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2010 г. N Ф09-4252/10-С2 по делу N А76-39983/2009-37-807
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника