Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 июня 2010 г. N Ф09-4239/10-С2 по делу N А60-45016/2009-С10
Дело N А60-45016/2009-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Байкаловском районе Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2009 по делу N А60-45016/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, своих представителей в судебное заседание не направили.
Общество с ограниченной ответственностью "Родина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области (далее - комиссия), выраженных в отказе проведения реструктуризации задолженности, в том числе, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, содержащемся в выписке из протокола заседания комиссии от 10.09.2009 N 05.
Решением суда от 14.12.2009 (судья Шавейникова О.Э.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 (судьи Савельева Н.М., Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить в части удовлетворения требований о признании незаконными действий комиссии по отказу в реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Управление ссылается на неправильное применение судами ст. 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), п. 1 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1092, далее - базовые условия), в силу которых не подлежит реструктуризации задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии.
Кроме того, управление считает, что решением суда нарушены требования Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", согласно которому суммы недоимки на обязательное пенсионное страхование, несвоевременно поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, не принесут инвестиционного дохода, учитываемого при исчислении трудовой пенсии, что повлечет нарушение прав застрахованных лиц.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в комиссию с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам, а также по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и пеням.
Комиссией 10.09.2009 принято решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременное перечисление налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и об отказе в реструктуризации задолженности, в том числе, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, что отражено в выписке из протокола заседания комиссии от 10.09.2009 N 05.
Удовлетворяя требования общества в части признания незеконными действий комиссии по отказу в реструктуризации задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, суды сделали вывод о том, что при утверждении базовых условий Правительство Российской Федерации вышло за пределы своих полномочий, ограничив перечень долгов (налогов), подлежащих реструктуризации путем исключения из него долгов по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Между тем данный вывод судов не соответствует положениям Федерального закона N 83-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона N 83-ФЗ предусмотрено, что данный закон устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ под долгом понимается просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность сельскохозяйственного товаропроизводителя по платежам в бюджеты всех уровней, а также за поставленные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации понятием долга, содержащимся в ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ, не охватываются.
Статьями 13 и 14 Федерального закона N 83-ФЗ установлен порядок включения должника в состав участников программы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей и основания к отказу включения должника в состав таких участников.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество включено в состав участников программы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Расчет показателей финансового состояния должника, включенного в состав участников программы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулируется ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ. По правилам данной нормы права такой расчет производится в соответствии с установленной методикой расчета показателей финансового состояния должника. Вариант реструктуризации долгов определяет территориальная комиссия в зависимости от показателей финансового состояния должника и в соответствии с базовыми условиями реструктуризации долгов.
В силу ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ методика расчета показателей финансового состояния должника - это разработанные федеральной комиссией и утвержденные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти методические указания по расчету показателей финансового состояния должника, учитываемых при определении условий реструктуризации долгов; базовые условия реструктуризации долгов -это разработанные федеральной комиссией и утвержденные Правительством Российской Федерации варианты реструктуризации долгов, предлагаемые в зависимости от показателей финансового состояния должника, рассчитанных в соответствии с методикой расчета указанных показателей.
В п. 1 базовых условий предусмотрено, что реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, в том числе задолженность по пеням и штрафам за несвоевременное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Данное положение базовых условий соответствует ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ и необоснованно не применено судами при рассмотрении спора со ссылкой на превышение полномочий Правительства Российской Федерации.
Таким образом, доводы управления о том, что в силу закона задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, не подлежит реструктуризации, являются правильными.
Поскольку выводы судов по данному вопросу основаны на неправильном применении ст. 2, 16 Федерального закона N 83-ФЗ, судебные акты в рассматриваемой части следует отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2009 по делу N А60-45016/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 по тому же делу отменить в части признания незаконными действий Межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области по отказу в реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, выраженные в выписке из протокола заседания комиссии от 10.09.2009 N 05. В указанной части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Родина" отказать. В остальной части судебные акты оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ методика расчета показателей финансового состояния должника - это разработанные федеральной комиссией и утвержденные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти методические указания по расчету показателей финансового состояния должника, учитываемых при определении условий реструктуризации долгов; базовые условия реструктуризации долгов -это разработанные федеральной комиссией и утвержденные Правительством Российской Федерации варианты реструктуризации долгов, предлагаемые в зависимости от показателей финансового состояния должника, рассчитанных в соответствии с методикой расчета указанных показателей.
В п. 1 базовых условий предусмотрено, что реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, в том числе задолженность по пеням и штрафам за несвоевременное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Данное положение базовых условий соответствует ст. 2 Федерального закона N 83-ФЗ и необоснованно не применено судами при рассмотрении спора со ссылкой на превышение полномочий Правительства Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2010 г. N Ф09-4239/10-С2 по делу N А60-45016/2009-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника