Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 июня 2010 г. N Ф09-4358/10-С2 по делу N А34-8008/2009
Дело N А34-8008/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Наумовой Н.В., судей Юртаевой Т.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее - управление, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А34-8008/2009 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Общества с ограниченной ответственностью "Амрита" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) - Меньщикова С.В. (доверенность от 28.08.2009), Шипицына С.В. (доверенность от 22.03.2010);
Управления - Усольцева О.В. (доверенность от 11.01.2010), Пилигримов А.В. (доверенность от 09.11.2009).
Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк "Кетовский" - в заседание суда кассационной инстанции своего представителя не направило.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к управлению о признании недействительным требования от 15.10.2009 N 07-64/01/10736 об уплате денежных средств в сумме 4 141 098 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 18.01.2010 (судья Пшеничникова И.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 (судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда отменено. Заявление общества удовлетворено, оспариваемое требование признано недействительным.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как, удовлетворяя заявление общества, суд не указал какие нормы материального права нарушены управлением при вынесении оспариваемого требования.
Общество с доводами жалобы не согласно, указывая, что обязательство им исполнено с незначительным нарушением срока, за нарушение срока исполнения обязательства ответственность в виде уплаты денежных средств в размере обеспечения не установлена.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением о выдаче федеральных специальных марок (далее - ФСМ) в общем количестве 200 000 штук на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции, подлежащую маркировке потребительской тары до 0,5 л.
Одновременно общество представило обязательство от 28.10.2008 N 4 об использовании приобретаемых ФСМ в соответствии с их назначением, согласно которому обязалось в срок до 06.10.2009:
1. произвести нанесение на алкогольную продукцию ФСМ в установленном порядке;
2. произвести уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных ФСМ в установленном порядке;
3. представить отчет об использовании полученных ФСМ в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В случае невыполнения вышеуказанных действий, денежные средства, эквивалентные сумме обеспечения в отношении выполнения обязательства и кратные количеству и номенклатуре ФСМ, по которому обязательство не выполнено, будут перечислены обществом на указанный управлением счет территориального налогового органа.
Данное обязательство считается выполненным после исполнения в установленный срок всех предусмотренных в обязательстве действий и обеспечено банковской гарантией ООО КБ "Кетовский". В качестве обеспечения исполнения обязательства общество представило банковскую гарантию ООО КБ "Кетовский" от 22.10.2008 на сумму 6 940 000 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке. Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган, в том числе заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со ст. 2 указанного закона, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок; обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 этой же статьи установлено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - Постановление N 785) установлено, что обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением должно предусматривать выполнение организацией в срок, не превышающий 6 месяцев, следующих действий: нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными этим Постановлением; уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных федеральных специальных марок; представление отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в сроки, указанные в обязательстве; обеспечение исполнения обязательства, осуществляемое перечислением денежных средств на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (денежный залог), банковской гарантией, выданной банком, иным кредитным учреждением или страховой организаций (далее - гарант), поручительством или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством. Размер суммы обеспечения исполнения обязательства определяется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка исходя из суммы акцизов, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции. При этом в случае неисполнения организацией, приобретающей федеральные специальные марки, обязательства, исполнение которого обеспечено поручительством (банковской гарантией), требование об уплате суммы обеспечения выставляется поручителю (гаранту) в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено, с последующим перечислением указанных средств в федеральный бюджет.
Пунктами 62 и 63 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2008 N 50н, установлено, что заявитель представляет отчет об использовании федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве, в территориальный налоговый орган, выдавший марки. При отсутствии в территориальном налоговом органе отчета специалистом подразделения территориального налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, указанного в обязательстве, заявителю направляется в письменной форме уведомление с предупреждением о предъявлении требования об уплате денежных средств в виде почтового отправления с уведомлением о вручении. В случае, если в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом уведомления о вручении уведомления, указанного в п. 62 настоящего Административного регламента, обязательство, в том числе в виде представления отчета, заявителем не исполнено, территориальный налоговый орган предъявляет (направляет) заявителю указанное требование исходя из всей суммы обеспечения, указанной заявителем в расчете суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, или, при отсутствии указанного расчета, определяемой специалистом подразделения территориального налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, на основании заявления о выдаче марок.
Из обстоятельств дела, следует, что в указанный в обязательстве срок -06.10.2009 - общество не представило отчет об использовании ФСМ в территориальный налоговый орган, выдавший марки, что явилось поводом для вручения 08.10.2009 директору общества уведомления о предупреждении предъявления требования об уплате денежных средств по обязательству от 28.10.2008.
В соответствии с установленным порядком общество 09.10.2009 произвело уничтожение неиспользованных ФСМ и 12.10.2009 представило отчеты в налоговый орган об использовании ФСМ. Управлением проведена проверка общества по вопросу выполнения обязательства от 28.10.2008.
Установив, что обществом "не произведено уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных ФСМ в количестве 119 340 штук в установленном порядке (согласно представленного 12.10.2009 в управление отчета об использовании ранее выданных ФСМ, составленного обществом 06.10.2009); не представлен отчет об использовании полученных ФСМ в количестве 200 000 штук по заявлению о выдаче ФСМ от 28.10.2009 N 4 в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона N 171-ФЗ", управление вручило директору общества требование от 15.10.2009 об уплате денежных средств в сумме 4 141 098 руб. в срок до 16.10.2009.
Общество, считая, что требование от 15.10.2009 об уплате денежных средств в сумме 4 141 098 руб. в срок до 16.10.2009 не соответствует закону и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о том, что обществом обязательство не исполнено в установленный срок до 06.10.2009, поэтому оспариваемое требование соответствует закону и не нарушает права общества.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, пришел к выводу о том, что оспариваемое требование нарушает права общества, так как в нем указан неверный код бюджетной классификации.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
Как следует из обстоятельств дела и не оспаривается управлением, обязательство обществом исполнено в полном объеме, но с нарушением установленного сторонами обязательства срока.
Уплата денежных средств предусмотрена в случае неисполнения обязательства, исполнение которого обеспечено.
Управление считает, что в данном случае имело место неисполнение обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, поскольку обязательство исполнено с нарушением срока.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, для осуществления контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Таким образом, назначением ФСМ является удостоверение законности (легальности) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и несение информации единой государственной автоматизированной информационной системы.
Управление не отрицает и материалами дела подтверждается, что обществом приобретенные марки использованы в соответствии с их назначением, а неиспользованные марки уничтожены в установленном порядке, соответствующие отчеты представлены, то есть ФСМ использованы для удостоверения законности (легальности) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.
Учитывая, что обществом исполнены все пункты обеспеченного обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением в течение четырех рабочих дней со дня получения уведомления о предупреждении выставления требования об уплате денежных средств в соответствии с п. 63 Административного регламента, а за нарушение срока исполнения указанного обязательства ответственность в виде уплаты денежных средств в размере обеспечения прямо не установлена ни Законом N 171-ФЗ, ни подзаконными нормативными актами, суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое требование об уплате денежных средств.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А34-8008/2009 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, для осуществления контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
...
Учитывая, что обществом исполнены все пункты обеспеченного обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением в течение четырех рабочих дней со дня получения уведомления о предупреждении выставления требования об уплате денежных средств в соответствии с п. 63 Административного регламента, а за нарушение срока исполнения указанного обязательства ответственность в виде уплаты денежных средств в размере обеспечения прямо не установлена ни Законом N 171-ФЗ, ни подзаконными нормативными актами, суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое требование об уплате денежных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2010 г. N Ф09-4358/10-С2 по делу N А34-8008/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника