Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 июня 2010 г. N Ф09-4393/10-С2 по делу N А07-13330/2009
Дело N А07-13330/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Артемьевой Н.А., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее -инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.11.2009 по делу N А07-13330/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Валиева И.В. (доверенность от 11.01.2010 N 14-14/03).
Общество с ограниченной ответственностью "Компания СваяСпецСтрой" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 30.07.2008 N 3832 и обязании налогового органа возвратить взысканные штрафы в суммах 107 049 руб. 60 коп. и 400 руб.
Решением суда от 05.11.2009 (судья Чаплиц М.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 (судьи Иванова Н.А., Степанова М.Г., Толкунов М.А.) решение суда оставлено без изменения.
Суды указали на нарушение налоговым органом ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввиду отсутствия доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
В кассационной жалобе инспекция просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на соблюдение ею порядка рассмотрения материалов проверки, поскольку соответствующие уведомления направлены ею в адрес налогоплательщика и не вручены ему в связи с отсутствием адресата.
Согласно п. 2 ст. 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
В силу п. 3 ст. 101 Кодекса перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен, в том числе, установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
В соответствии с абзацем 2 п. 14 ст. 101 Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что налогоплательщик не извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Представленные инспекцией конверты не подтверждают факта выполнения ею указанной обязанности.
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении налоговым органом требований, установленных ст. 101 Кодекса, являются правильными.
Основания для непринятия данного вывода судов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе налогового органа доводы о надлежащем извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки подлежат отклонению в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, в постановлении суда апелляционной инстанции ошибочно указаны выводы о том, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у общества права на налоговый вычет по НДС, поскольку в решении суда от 05.11.2009 такой вывод отсутствует, а также в нем не приводятся мотивы, позволяющие сделать такой вывод.
В связи с этим из мотивировочной части постановления апелляционного суда (абз. 8 на стр. 7) следует исключить фразу о том, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у общества права на налоговый вычет по НДС.
Поскольку исключение из мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции указанного абзаца не влияет на правильность вывода суда по существу спора, то судебные акты отмене не подлежат.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.11.2009 по делу N А07-13330/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 2 п. 14 ст. 101 Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что налогоплательщик не извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Представленные инспекцией конверты не подтверждают факта выполнения ею указанной обязанности.
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении налоговым органом требований, установленных ст. 101 Кодекса, являются правильными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2010 г. N Ф09-4393/10-С2 по делу N А07-13330/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника