Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 июня 2010 г. N Ф09-4449/10-С6 по делу N А47-8687/2009
Дело N А47-8687/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Сулейменовой Т.В., Соколовой Н.П., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области (далее - учреждение "Земельная кадастровая палата") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2009 по делу N А47-8687/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения "Земельная кадастровая палата" - Мурзаева Е.В. (доверенность от 23.12.2009 N 1390/4-05).
Закрытое акционерное общество "Бугурусланский мясокомбинат-РОМ" (далее - общество "Бугурусланский мясокомбинат-РОМ") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к учреждению "Земельная кадастровая палата" и Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области (далее - управление) с требованиями о признании незаконными действий ответчиков по определению кадастровой стоимости в размере 43 836 056 руб. 37 коп. земельного участка с кадастровым номером 56:37:0:0006, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан, Пилюгинское шоссе, д. 25, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя согласно гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (с учетом принятого арбитражным судом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2009 (судья Малышева И.А.) заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия учреждения "Земельная кадастровая палата" и управления по определению кадастровой стоимости в размере 43 836 056 руб. 37 коп. земельного участка, кадастровый номер 56:37:0:0006, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан, Пилюгинское шоссе, д. 25, принадлежащего на праве собственности обществу "Бугурусланский мясокомбинат-РОМ", на ответчиков возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 (судьи Карпачева М.И., Баканов В.В., Ермолаева Л.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "Земельная кадастровая палата" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 1.2, 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222). Заявитель считает, что учет изменений сведений государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка, проведенный в ноябре и декабре 2007 года, в связи с чем был произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с применением наибольшего значения удельного показателя, является обоснованным.
Как следует из материалов дела, обществу "Бугурусланский мясокомбинат-РОМ" на праве собственности принадлежит производственный комплекс, предназначенный для производства мясной продукции, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан, Пилюгинское шоссе, д. 25, приобретенный им по договору купли-продажи от 24.06.2004 N 7. Право собственности на данный производственный комплекс зарегистрировано 08.07.2004.
В состав производственного комплекса с момента его приобретения до настоящего времени входит, в числе прочего, подъездной железнодорожный путь кадастровый (условный) номер 56-01/07-36/2000-572, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.07.2004 серии 56-00 N 487653 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 23.07.2009 N 08/005/2009-023.
Земельный участок площадью 176 355 кв. м, кадастровый номер 56:37:0:006, на котором расположен принадлежащий обществу производственный комплекс, включая подъездной железнодорожный путь, изначально поставлен на государственный кадастровый учет 08.07.2003 в качестве единого землепользования (землевладения) с разрешенным использованием для эксплуатации зданий, сооружений и подъездного железнодорожного пути согласно кадастровому плану земельного участка от 15.08.2004 N 37/04-02-303.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Бугуруслан" от 22.10.2007 N 470-3 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату" (далее - распоряжение комитета от 22.10.2007 N 470-з) решено предоставить заявителю указанный земельный участок площадью 176 355 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан, Пилюгинское шоссе, д. 25, для эксплуатации производственных и административных зданий; заявителю предписано внести изменения в характеристики земельного участка, заключить договор купли-продажи и обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок в Бугурусланском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области.
Обществом "Бугурусланский мясокомбинат-РОМ" в учреждение "Земельная кадастровая палата" подана заявка от 24.10.2007 о государственном кадастровом учете изменений характеристик спорного земельного участка, в частности об уточнении сведений о разрешенном использовании земельного участка в соответствии с распоряжением комитета от 22.10.2007 N 470-3.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Бугуруслан" от 22.11.2007 N 511-3 (далее -распоряжение комитета от 22.11.2007 N 511-з) в п. 1 распоряжения комитета от 22.10.2007 N 470-3 внесены изменения, согласно которым уточнен кадастровый номер земельного участка и вид его разрешенного использования -"для эксплуатации зданий, сооружений производственного и вспомогательного целевого назначения и подъездного железнодорожного пути".
Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования в учреждение "Земельная кадастровая палата" подана заявка от 19.12.2007 о государственном кадастровом учете изменений характеристик спорного земельного участка, в частности об уточнении сведений о разрешенном использовании земельного участка в соответствии с распоряжением комитета от 22.11.2007 N 511-з.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.12.2007 серии 56 АА N 429674 данный земельный участок приобретен заявителем в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.11.2007 б/н (т. 1л. д. 18,19).
В связи с имеющимися расхождениями при указании вида разрешенного использования спорного земельного участка учреждением "Земельная кадастровая палата" и управлением был сделан вывод о фактическом изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка в течение 2007 года, в связи с чем на основании п. 2 постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п) был произведен перерасчет стоимости земельного участка с использованием порядка расчета и удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных названным постановлением. При этом ответчиками использовались данные по двум группам разрешенного использования - 9 и 13, расчет кадастровой стоимости был произведен с использованием наибольшего удельного показателя, установленного для 9 группы использования, на основании п. 2.1.16 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222. В результате произведенного перерасчета кадастровая стоимость спорного земельного участка увеличилась до 43 836 056 руб. 37 коп., была утверждена Территориальным отделом N 7 управления и внесена в государственный кадастр недвижимости.
Письмами от 21.01.2009 N 4-0044, от 06.05.2009 N 4-0468, от 20.07.2009 N 4-0764 управление разъяснило обществу "Бугурусланский мясокомбинат-РОМ" и главе администрации муниципального образования "Город Бугуруслан" основания и порядок перерасчета кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав, что перерасчет произведен в связи с изменением в 2007 году вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Ссылаясь на то, что вид разрешенного использования земельного участка в 2007 году не менялся, подъездной железнодорожный путь является неотъемлемой частью принадлежащего ему производственного комплекса, сведения о виде разрешенного использования не указаны в распоряжении комитета от 22.10.2007 N 470-з по причине технической ошибки, допущенной при подготовке данного распоряжения, в связи с чем отсутствовали основания для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка, общество "Бугурусланский мясокомбинат-РОМ" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сделали вывод о том, что фактически разрешенное использование спорного земельного участка (единого землепользования) площадью 176 355 кв. м, кадастровый номер 56:37:0:006, с момента его постановки на государственный кадастровый учет 08.07.2003 до настоящего времени остается неизменным, поскольку неизменными остаются правоотношения по использованию данного земельного участка для размещения принадлежащего обществу производственного комплекса, в состав которого входит подъездной железнодорожный путь.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2, 3, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В силу п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При определении кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка применяется особый порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков, определенный в Методических указаниях, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 и постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п.
Согласно п. 2 постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 11.04.2008 N 157-п) изменение вида разрешенного использования земельного участка в период с 01.01.2007 по 01.01.2008 является одним из оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка путем суммирования значений кадастровой стоимости обособленных земельных участков учреждением "Земельная кадастровая палата", уполномоченным на обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 2.1.16 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель поселений земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка.
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, сфера их действия распространяется на случаи образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Согласно ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Судами установлено, что правоотношения по использованию земельного участка с кадастровым номером 56:37:0:0006, предоставленного для размещения принадлежащего обществу производственного комплекса, в состав которого входит подъездной железнодорожный путь, и фактически разрешенное использование спорного земельного участка с момента его постановки на государственный кадастровый учет 08.07.2003 до настоящего времени остаются неизменными. При этом судами указано, что подъездной железнодорожный путь изначально предназначен для обеспечения производственной деятельности общества, принадлежит ему на праве собственности и используется по назначению. Железнодорожный путь не отчуждался, не демонтировался, иным лицам не передавался. Земельный участок, на котором он расположен, для иных целей, помимо размещения подъездного железнодорожного пути, никогда не использовался.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что издание в 2007 году распоряжений комитета от 22.10.2007 N 470-з, от 22.11.2007 N 511-3 не свидетельствует об изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку обусловлено не изменением отношений по использованию спорного участка, а необходимостью исправления неточностей и ошибок в первоначальном распоряжении при сохранении прежнего вида разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка с использованием п. 2 постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п, п. 2.1.16 Методических указаниях, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод учреждения "Земельная кадастровая палата" о том, что действия ответчиков по перерасчету кадастровой стоимости спорного земельного участка являются правильными, был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, ему дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняется как направленный на переоценку доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального, права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 руб.
Поскольку учреждением "Земельная кадастровая палата" при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., заявителю кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению от 28.04.2010 N 41257 государственная пошлина в сумме 1000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2009 по делу N А47-8687/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению от 28.04.2010 N 4i257 государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
...
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что издание в 2007 году распоряжений комитета от 22.10.2007 N 470-з, от 22.11.2007 N 511-3 не свидетельствует об изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку обусловлено не изменением отношений по использованию спорного участка, а необходимостью исправления неточностей и ошибок в первоначальном распоряжении при сохранении прежнего вида разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка с использованием п. 2 постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п, п. 2.1.16 Методических указаниях, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2010 г. N Ф09-4449/10-С6 по делу N А47-8687/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника