Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 июня 2010 г. N Ф09-4638/10-С6 по делу N А50-37529/2009
Дело N А50-37529/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Купреенкова В.А., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2010 по делу N А50-37529/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту планирования и развития территории города Перми (далее - департамент планирования и развития территории) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о выборе земельного участка для целей строительства многоэтажного жилого дома общей площадью 10 521 кв.м, кадастровый номер 59:01:3812066:1, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 13; о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи акта выбора указанного земельного участка для предоставления его в постоянное (бессрочное) пользование (с учетом принятого арбитражным судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент земельных отношений).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2010 (судья Кощеева М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 (судьи Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 28, п. 3, 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что предоставление земельного участка государственному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для строительства многоэтажного жилого дома не противоречит п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу департамент планирования и развития территории возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как следует из материалов дела, учреждение обратилось в департамент планирования и развития территории с заявлением от 01.09.2009 N 486 о выборе и предварительном согласовании земельного участка площадью 10 521 кв.м, кадастровый номер 59:01:3812066:1, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Менжинского, 13, для строительства многоэтажного жилого дома на 200 квартир.
Письмом от 09.09.2009 N И-22-02-03-5151 департамент планирования и развития территории уведомил заявителя об отказе в осуществлении выбора указанного земельного участка, в связи с тем, что в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Ссылаясь на то, что решение департамента планирования и развития территории об отказе в удовлетворении его заявления о выборе земельного участка является незаконным, учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого решения департамента планирования и развития территории положениям ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подп. 5 п. 1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Пунктом 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Принимая во внимание, что нормы ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации являются специальными по отношению к положениям ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующим общий порядок предоставления земельных участков под строительство, при предоставлении земельного участка для жилищного строительства положения ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суды сделали вывод о том, что возможность предоставления земельного участка для жилищного строительства в постоянное (бессрочное) пользование, а также с предварительным согласованием места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена.
С учетом этого суды обоснованно отклонили ссылку учреждения на нарушение п. 1 ст. 20, п. 3, 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение департамента планирования и развития территории об отказе в удовлетворении заявления учреждения о выборе земельного участка является законным, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя о том, что предоставление земельного участка государственному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для строительства не противоречит п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда о признании незаконными решений государственных органов размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 руб.
Поскольку учреждением при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., заявителю кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению от 16.04.2010 N 120196 государственная пошлина в сумме 1000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.01.2010 по делу N А50-37529/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России - без удовлетворения.
Возвратить государственному учреждению Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 16.04.2010 N 120196 государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что нормы ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации являются специальными по отношению к положениям ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующим общий порядок предоставления земельных участков под строительство, при предоставлении земельного участка для жилищного строительства положения ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суды сделали вывод о том, что возможность предоставления земельного участка для жилищного строительства в постоянное (бессрочное) пользование, а также с предварительным согласованием места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена.
С учетом этого суды обоснованно отклонили ссылку учреждения на нарушение п. 1 ст. 20, п. 3, 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение департамента планирования и развития территории об отказе в удовлетворении заявления учреждения о выборе земельного участка является законным, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя о том, что предоставление земельного участка государственному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для строительства не противоречит п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2010 г. N Ф09-4638/10-С6 по делу N А50-37529/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника