Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму от 25 июня 2010 г. N 3679
Индикаторы и показатели (1) играют важную роль не только в качестве инструмента анализа образовательных систем, но и как эффективное средство управления образованием на всех уровнях.
Управление качеством образования на основе индикаторов и показателей, использование количественных характеристик и оценок позволяет решить комплекс задач:
1) оценить состояние системы, уровень качества образования, которое она обеспечивает;
2) выявить сильные и слабые стороны системы и на этой основе определить приоритеты развития, включая целевые индикаторы;
3) идентифицировать те факторы и условия, которые определяют сложившийся уровень качества образования и на этой основе выявить необходимые управленческие действия для повышения качества образования.
Первые две задачи решаются с помощью сопоставительного анализа индикаторов и показателей. Третья задача - с помощью выявления зависимостей между ресурсами и условиями обучения, с одной стороны, и результатами обучения, с другой стороны.
Предлагаемая структура показателей качества образования включает следующие разделы:
- общая характеристика системы образования;
- характеристика результатов обучения (основная и старшая школа, в том числе результаты ГИА-9 и ЕГЭ).
При разработке системы показателей использовались учетные, учетно-оценочные и аналитические показатели.
Учетные показатели - статистическая характеристика размера качественно определенных педагогических явлений в конкретных условиях места и времени. Учетные показатели отображают либо объемы распространенности изучаемого явления в пространстве, либо достигнутые на определенный момент времени (даты) уровни развития явления. Например, к учетным показателям можно отнести общее число выпускников школ в конкретном году, общее число образовательных учреждений, число учреждений разных типов или видов, число учителей с разной квалификационной категорией.
Учетно-оценочный показатель представляет собой отношение учетного показателя, полученного для конкретных условий места и времени (например, для определенного типа территориального образования, определенного типа образовательных учреждений, для определенного уровня изучения общеобразовательной дисциплины), к аналогичному показателю, принимаемому в качестве базы сравнения, эталона (например, доля учителей с определенной квалификационной категорией в конкретной административной территориальной единице, к общему числу учителей в территории; доля не аттестованных в ходе ЕГЭ выпускников определенной территории, образовательного учреждения, класса к общему числу аттестуемых, соответственно, в территории, образовательном учреждении, классе и др.).
Учетные и учетно-оценочные показатели дают возможность описать изучаемое явление, состояние изучаемой системы в конкретных условиях места и времени.
Разработанная система индикаторов и показателей для управления качеством образования на муниципальном уровне включает четыре источника данных:
1. Статистическая отчетность по образованию.
2. Дополнительные данные по образованию, собираемые на основе специальных обследований (например, данные о состоянии здоровья учащихся, результаты социологических исследований).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Результаты аттестационных тестирований учащихся (ГИА-9 и ЕГЭ).
Полное описание системы индикаторов, включая методологию расчета, приведено в Приложении 1.
Сбор данных осуществляется в формате Excel. Выбор Excel как основы обусловлен следующими соображениями:
- программа доступна всем пользователям и достаточно широко распространена, чтобы не вызвать затруднений при использовании;
- Excel располагает широкими возможностями как статистической обработки информации, так и визуализации результатов расчетов в виде графиков, диаграмм и т.д.;
- совместимость Excel с другими программными продуктами Microsoft позволяет осуществлять передачу данных в другие базы (например, SPSS);
- наличие средств защиты структур таблиц и данных.
В образовании, как и вообще в социальной сфере, за редким исключением, нет объективных эталонов или аналитически рассчитываемых нормативов, сравнение с которыми позволило бы сказать, насколько эффективна та или иная система образования, насколько хороши отдельные ее показатели, в том числе и показатели качества. Поэтому оценка состояния и результатов системы образования (ответ типа "хорошо" или "плохо") может быть сделана только на основе сопоставительного анализа, в сравнении с другими территориальными системами, находящимися в сходных условиях.
Основным инструментом, позволяющим дать качественную оценку системе образования, является:
- анализ изменений показателей во времени (динамический анализ) и/или
- сравнение характеристик системы с аналогичными характеристиками других образовательных систем (сопоставительный анализ).
Динамический анализ основывается на отслеживании изменений, произошедших внутри самой системы. При этом динамический ряд для показателей должен составлять не менее 3-5 лет.
Динамический и сопоставительный анализ позволяют:
1) дать оценку результативности целенаправленного управленческого воздействия на те или иные характеристики системы;
2) выявить связи и зависимости результатов от ресурсов, условий и внесистемных факторов;
3) зафиксировать сложившиеся тенденции, соотношения;
4) выявить отклонения от сложившихся тенденций и соотношений и на этой основе:
a) идентифицировать сильные и слабые стороны территориальной образовательной системы;
б) определить целевые значения индикаторов.
Особенно важную роль играет сопоставительный анализ, который позволяет, например, выявлять наибольшие отклонения от средних значений по группам территорий (учебных заведений) как в лучшую, так и в худшую сторону для последующего анализа причин этих отклонений и принятия решений об использовании удачного опыта или разработке мер по улучшению положения в "отстающих" образовательных системах. Кроме того, показатели лучших территорий (учреждений) могут быть приняты в качестве целевых значений в программах и проектах различного уровня. При оценке системы образования методом сопоставительного анализа также рассматривается и динамика произошедших изменений - насколько быстро рассматриваемая образовательная система по тем или иным характеристикам приближается к принятым целевым значениям.
При осуществлении анализа важную роль играют так называемые контекстные показатели, которые характеризуют не саму систему образования, а социально-экономические условия, в которых она функционирует. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень большинства индикаторов образования:
- степень урбанизации территории, которая определяется соотношением городского и сельского населения;
- уровень экономического развития территории, характеризуемый суммой расходов бюджета на душу населения для муниципальных образовательных систем.
Первый фактор определяет условия функционирования территориальной образовательной системы и оказывает сильное влияние на многие показатели - от результатов ЕГЭ до наполняемости классов и доступности отдельных видов образования. Поэтому данный фактор учитывается в предлагаемой системе показателей.
Индикаторы - основной инструмент анализа состояния и тенденций развития образовательных систем. И в этом качестве они являются важнейшей составляющей аналитического обеспечения принятия управленческих решений.
Первый шаг в подготовке управленчески
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.