Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму от 25 июня 2010 г. N 3679
Индикаторы и показатели (1) играют важную роль не только в качестве инструмента анализа образовательных систем, но и как эффективное средство управления образованием на всех уровнях.
Управление качеством образования на основе индикаторов и показателей, использование количественных характеристик и оценок позволяет решить комплекс задач:
1) оценить состояние системы, уровень качества образования, которое она обеспечивает;
2) выявить сильные и слабые стороны системы и на этой основе определить приоритеты развития, включая целевые индикаторы;
3) идентифицировать те факторы и условия, которые определяют сложившийся уровень качества образования и на этой основе выявить необходимые управленческие действия для повышения качества образования.
Первые две задачи решаются с помощью сопоставительного анализа индикаторов и показателей. Третья задача - с помощью выявления зависимостей между ресурсами и условиями обучения, с одной стороны, и результатами обучения, с другой стороны.
Предлагаемая структура показателей качества образования включает следующие разделы:
- общая характеристика системы образования;
- характеристика результатов обучения (основная и старшая школа, в том числе результаты ГИА-9 и ЕГЭ).
При разработке системы показателей использовались учетные, учетно-оценочные и аналитические показатели.
Учетные показатели - статистическая характеристика размера качественно определенных педагогических явлений в конкретных условиях места и времени. Учетные показатели отображают либо объемы распространенности изучаемого явления в пространстве, либо достигнутые на определенный момент времени (даты) уровни развития явления. Например, к учетным показателям можно отнести общее число выпускников школ в конкретном году, общее число образовательных учреждений, число учреждений разных типов или видов, число учителей с разной квалификационной категорией.
Учетно-оценочный показатель представляет собой отношение учетного показателя, полученного для конкретных условий места и времени (например, для определенного типа территориального образования, определенного типа образовательных учреждений, для определенного уровня изучения общеобразовательной дисциплины), к аналогичному показателю, принимаемому в качестве базы сравнения, эталона (например, доля учителей с определенной квалификационной категорией в конкретной административной территориальной единице, к общему числу учителей в территории; доля не аттестованных в ходе ЕГЭ выпускников определенной территории, образовательного учреждения, класса к общему числу аттестуемых, соответственно, в территории, образовательном учреждении, классе и др.).
Учетные и учетно-оценочные показатели дают возможность описать изучаемое явление, состояние изучаемой системы в конкретных условиях места и времени.
Разработанная система индикаторов и показателей для управления качеством образования на муниципальном уровне включает четыре источника данных:
1. Статистическая отчетность по образованию.
2. Дополнительные данные по образованию, собираемые на основе специальных обследований (например, данные о состоянии здоровья учащихся, результаты социологических исследований).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Результаты аттестационных тестирований учащихся (ГИА-9 и ЕГЭ).
Полное описание системы индикаторов, включая методологию расчета, приведено в Приложении 1.
Сбор данных осуществляется в формате Excel. Выбор Excel как основы обусловлен следующими соображениями:
- программа доступна всем пользователям и достаточно широко распространена, чтобы не вызвать затруднений при использовании;
- Excel располагает широкими возможностями как статистической обработки информации, так и визуализации результатов расчетов в виде графиков, диаграмм и т.д.;
- совместимость Excel с другими программными продуктами Microsoft позволяет осуществлять передачу данных в другие базы (например, SPSS);
- наличие средств защиты структур таблиц и данных.
В образовании, как и вообще в социальной сфере, за редким исключением, нет объективных эталонов или аналитически рассчитываемых нормативов, сравнение с которыми позволило бы сказать, насколько эффективна та или иная система образования, насколько хороши отдельные ее показатели, в том числе и показатели качества. Поэтому оценка состояния и результатов системы образования (ответ типа "хорошо" или "плохо") может быть сделана только на основе сопоставительного анализа, в сравнении с другими территориальными системами, находящимися в сходных условиях.
Основным инструментом, позволяющим дать качественную оценку системе образования, является:
- анализ изменений показателей во времени (динамический анализ) и/или
- сравнение характеристик системы с аналогичными характеристиками других образовательных систем (сопоставительный анализ).
Динамический анализ основывается на отслеживании изменений, произошедших внутри самой системы. При этом динамический ряд для показателей должен составлять не менее 3-5 лет.
Динамический и сопоставительный анализ позволяют:
1) дать оценку результативности целенаправленного управленческого воздействия на те или иные характеристики системы;
2) выявить связи и зависимости результатов от ресурсов, условий и внесистемных факторов;
3) зафиксировать сложившиеся тенденции, соотношения;
4) выявить отклонения от сложившихся тенденций и соотношений и на этой основе:
a) идентифицировать сильные и слабые стороны территориальной образовательной системы;
б) определить целевые значения индикаторов.
Особенно важную роль играет сопоставительный анализ, который позволяет, например, выявлять наибольшие отклонения от средних значений по группам территорий (учебных заведений) как в лучшую, так и в худшую сторону для последующего анализа причин этих отклонений и принятия решений об использовании удачного опыта или разработке мер по улучшению положения в "отстающих" образовательных системах. Кроме того, показатели лучших территорий (учреждений) могут быть приняты в качестве целевых значений в программах и проектах различного уровня. При оценке системы образования методом сопоставительного анализа также рассматривается и динамика произошедших изменений - насколько быстро рассматриваемая образовательная система по тем или иным характеристикам приближается к принятым целевым значениям.
При осуществлении анализа важную роль играют так называемые контекстные показатели, которые характеризуют не саму систему образования, а социально-экономические условия, в которых она функционирует. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень большинства индикаторов образования:
- степень урбанизации территории, которая определяется соотношением городского и сельского населения;
- уровень экономического развития территории, характеризуемый суммой расходов бюджета на душу населения для муниципальных образовательных систем.
Первый фактор определяет условия функционирования территориальной образовательной системы и оказывает сильное влияние на многие показатели - от результатов ЕГЭ до наполняемости классов и доступности отдельных видов образования. Поэтому данный фактор учитывается в предлагаемой системе показателей.
Индикаторы - основной инструмент анализа состояния и тенденций развития образовательных систем. И в этом качестве они являются важнейшей составляющей аналитического обеспечения принятия управленческих решений.
Первый шаг в подготовке управленческих решений, направленных на повышение качества образования на муниципальном и школьном уровне - сбор первичной информации и расчет индикаторов.
Второй шаг - выявление зависимости результатов образования и контекстных (социально-экономических) показателей и показателей качества условий системы образования (квалификация педагога, учебный план и др.).
Третий шаг - сравнение образовательных систем по показателям результатов. Это сравнение осуществляется путем расчета отклонений значений индикаторов от теоретического значения для данного региона/муниципалитета или от средних значений.
Проведенные расчеты позволяют сделать четвертый шаг - ранжировать муниципалитеты/образовательные учреждения по индикаторам результатов.
Пятый шаг в подготовке управленческих решений на основе индикаторов - выбор путей решения имеющихся проблем.
Проведенный анализ позволяет определить тот ресурс, воздействие на который улучшит тот или иной показатель качества образования.
Для наиболее полного представления состояния системы через оценку качества результата образования информационно-аналитическая записка должна включать следующие разделы:
1. Вводная часть, в которой формулируются цели и задачи, стоящие перед муниципальной системой образования в данный период в части обеспечения качества образования, а также приоритеты ее развития.
2. Основная часть, в которой дана общая характеристика системы образования, показано, как решаются поставленные задачи и как их решение влияет на качество результата образования. При этом основная часть может включать такие разделы:
- общая характеристика системы образования, показателей оценки функционирования и развития системы, тенденций изменений (в рамках данного направления анализируется динамика изменений показателей на протяжении нескольких (минимум 3-х) лет;
- состояние и оценка качества условий образования (с точки зрения реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования), обеспечивающих качество результата;
- результаты образования и их соответствие требованиям ГОСа, которые включают результаты государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме ЕГЭ и ГИА-9, доля выпускников, сдавших экзамены на положительный балл, планируемое количество медалистов и количество выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении", участие выпускников в фестивалях, конкурсах и влияние этой деятельности на результаты государственной (итоговой) аттестации.
3. Заключение, в котором сделаны краткие выводы о результатах развития системы образования (в части качества результата образования), уровнях решения поставленных задач и достижения целей (планируемого результата), представлены характеристики основных тенденций и выявленных проблем, уточнены основные приоритеты на предстоящий период.
Информационно-аналитические материалы могут включать вариативную часть, которая отражает специфику и приоритеты конкретной территории, содержит анализ показателей, характеризующих особенности развития конкретной системы образования.
1 В данном случае эти термины понимаются как расчетные величины, содержательно отражающие ту или иную характеристику объекта мониторинга, оценки, анализа или управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.