Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 июня 2010 г. N Ф09-4946/10-С2 по делу N А71-13937/2009
Дело N А71-13937/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Кангина А.В., Наумовой Н.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска (далее - управление финансов) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.12.2009 по делу N А71-13937/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (далее - общество) - Носкова Е.В. (доверенность от 13.11.2009 N 1431).
Представители управления финансов и Управления социальной защиты населения Администрации города Ижевска, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" 30 397 532 руб. ущерба, в виде расходов, не возмещенных обществу за период с января по декабрь 2007 г. за услуги по проезду пенсионеров на городском общественном транспорте, предоставленные во исполнение решения Городской думы г. Ижевска от 23.12.2004 N 284 в редакции от 22.12.2005, постановления администрации г. Ижевска от 28.12.2004 N 578 "Об утверждении порядка предоставления в 2005 году ежемесячных денежных выплат на проезд в городском общественном транспорте пенсионерам за счет бюджета г. Ижевска, социальная поддержка которых не финансируется из бюджета Российской Федерации и бюджета Удмуртской Республики, и положения о порядке реализации, учета проездных билетов и возмещения выпадающих доходов транспортным предприятиям, связанных с введением социальных проездных билетов" (в редакции постановлений администрации г. Ижевска от 24.01.2005 N 24, от 17.01.2006 N 13/2, от 01.02.2007 N 38/3).
Решением суда от 30.12.2009 (судья Лиуконен М.В.) заявленные требования общества удовлетворены. Суд, установив факт оказания услуг, их объем и стоимость, пришел к выводу, что обществу причинены убытки в связи с отсутствием в 2007 г. компенсации выпадающих доходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям населения льгот по проезду в общественном городском транспорте.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 (судьи Рубцова Л.В., Шварц Н.Г., Соларева О.Ф.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе финансовое управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на то, что оно не может быть признано надлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем средств, выделяемых на компенсацию транспортным организациям выпадающих доходов бюджета в связи с предоставлением льгот отдельным категориям населения является управление социальной защиты.
В представленном отзыве общество возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судами в соответствии с Положением о порядке реализации, учета социальных проездных билетов и возмещения выпадающих доходов транспортным предприятиям, связанных с введением социальных проездных билетов, утвержденным постановлением администрации г. Ижевска, уполномоченным органом, осуществляющим возмещение суммы выпадающих доходов за счет средств бюджета г. Ижевска на основании заключенных с транспортными предприятиями договоров, определено управление социальной защиты, которое и заключило с предприятием договор от 25.05.2007 N 84.
Согласно п. 2.2.1 договора управление социальной защиты обязалось возмещать предприятию выпадающие доходы от реализации социальных проездных билетов за счет средств, поступающих из бюджета Удмуртской Республики, и производить оплату выпадающих доходов от реализации социальных проездных билетов платежными поручениями при условии поступления денежных средств из Министерства финансов Удмуртской Республики (п. 3.2 договора).
Во исполнение условий договора управление социальной защиты осуществило компенсацию выпадающих доходов в сумме 16 767 163 руб., сумма задолженности по выпадающим доходам за 2007 г. составила 30 397 532 руб.
Согласно п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления от имени муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В то же время главный распорядитель бюджетных средств в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность в пределах средств, выделенных из бюджета.
Судами обеих инстанций, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что главный распорядитель рассматриваемых средств - управление социальной защиты - осуществило возмещение выпадающих доходов в рамках возложенных на него по договору от 25.05.2007 N 84 обязанностей в пределах средств, выделенных ему из бюджета. При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что убыток подлежит возмещению за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в лице управления финансов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как направленные на переоценку установленных судами обеих инстанций фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.12.2009 по делу N А71-13937/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
...
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления от имени муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В то же время главный распорядитель бюджетных средств в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность в пределах средств, выделенных из бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2010 г. N Ф09-4946/10-С2 по делу N А71-13937/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника