Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 июня 2010 г. N Ф09-4816/10-С3 по делу N А07-6183/2008
Дело N А07-6183/2008
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2010 г. N Ф09-4816/10-С3 по делу N А07-6183/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г., судей Глазыриной Т.Ю., Дубровского В.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А.Черняева" (далее - общество) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2010 об отказе в процессуальном правопреемстве по делу N А07-6183/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Ягафаров И.Р. (доверенность от 14.12.2009 N 10-26-659);
третьего лица - муниципального учреждения "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкосртостан" - Шаймухаметов Р.Г. (доверенность от 15.01.2010).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Бураевскому управлению сельского хозяйства о взыскании долга в сумме 1 473 089 руб. 90 коп.
Решением суда от 18.08.2008 (судья Хисамутдинова В.Ш.) исковые требования заявителя удовлетворены. При вынесении решения по ходатайству заявителя произведена замена ответчика на государственное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации Бураевского района Республики Башкортостан".
По делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкосртостан", Бураевский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с ходатайством от 14.12.2009 N 10-10-125 о замене в порядке процессуального правопреемства государственного учреждения "Управление сельского хозяйства администрации Бураевского района Республики Башкортостан" на вновь образованного правопреемника - муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкосртостан".
Определением суда от 29.01.2010 (судья Хисамутдинова В.Ш.) в удовлетворении ходатайства общества о замене стороны в порядке процессуального правопреемства отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Бояршинова Е.В.) определение суда об отказе в процессуальном правопреемстве оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении ходатайства о замене стороны в порядке процессуального правопреемства, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкосртостан" образовано взамен государственного учреждения "Управление сельского хозяйства администрации Бураевского района Республики Башкортостан", осуществлявшего на территории Бураевского района Республики Башкортостан полномочия по решению вопросов местного значения. Неизбежным правовым последствием такой замены является правопреемство между государственным учреждением (как местным органом государственной власти в Республике Башкортостан) и муниципальным учреждением (как органом местного самоуправления вновь образованного муниципального образования). Наличие передаточного (разделительного) акта в данном случае не является необходимым. Передаточный акт не является основанием перехода прав и обязанностей, поскольку является документом, в котором должны быть отражены характер и размер передаваемого в силу правопреемства обязательства.
Отзывы на кассационную жалобу общества лицами, участвующими в деле, не представлены.
Как следует из материалов дела, договорные отношения между обществом и Бураевским управлением сельского хозяйства возникли на основании договора от 14.04.2005 поставки горюче-смазочных материалов в 2005 г.
Государственное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации Бураевского района Республики Башкортостан" является правопреемником Бураевского управления сельского хозяйства. В связи с этим определением суда от 23.03.2009 по делу N А07-6183/2008 судебному приставу-исполнителю Бураевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан разъяснено, что должником по исполнительному листу от 14.09.2008 N 135997 является государственное учреждение "Управление сельского хозяйства Администрации Бураевского района Республики Башкортостан".
Согласно свидетельству Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 34 по Республике Башкортостан о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о ликвидации государственного учреждения "Управление сельского хозяйства администрации Бураевского района Республики Башкортостан", а также выписке из ЕГРЮЛ, государственное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации Бураевского района Республики Башкортостан" в связи с ликвидацией без правопреемства прекратило свою деятельность 04.03.2009.
Муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкосртостан" согласно свидетельству Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 34 по Республике Башкортостан от 26.01.2006 серия 02 N 005264039 зарегистрировано в качестве юридического лица и находится по адресу: Республика Башкортостан, с. Бураево, ул. Мичурина, 4.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о замене стороны в порядке процессуального правопреемства, исходя из того, что муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкосртостан" образовано как самостоятельное учреждение и не является правопреемником государственного учреждения "Управление сельского хозяйства администрации Бураевского района Республики Башкортостан".
Отказывая обществу в удовлетворении ходатайства о замене стороны в порядке процессуального правопреемства, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 названного закона. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанный передаточный (разделительный) акт утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Перераспределение имущества в соответствии с п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 7, п. 3 ч. 8 ст. 85 Закона N 131-ФЗ между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 01.01.2006 названным законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 85 Закона N 131-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 36 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации с 01.01.2006. Передаточный (разделительный) акт, определяющий имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, составляется в соответствии с Федеральным законом и утверждается законом Республики Башкортостан
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при создании муниципального учреждения "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкосртостан" и ликвидации государственного учреждения "Управление сельского хозяйства администрации Бураевского района Республики Башкортостан" никакого имущества не передавалось, соответственно разделительного баланса или акта приема-передачи имущества между двумя юридическими лицами не оформлялось.
Муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкосртостан" образовано как самостоятельное юридическое лицо. Доказательств того, что муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкосртостан" является правопреемником государственного учреждения "Управление сельского хозяйства администрации Бураевского района Республики Башкортостан" материалы дела не содержат.
Учитывая обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего дела, суды правомерно отказали в удовлетворении ходатайства о замене стороны в порядке процессуального правопреемства.
При рассмотрении дела судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, их выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2010 об отказе в процессуальном правопреемстве по делу N А07-6183/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А.Черняева" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перераспределение имущества в соответствии с п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 7, п. 3 ч. 8 ст. 85 Закона N 131-ФЗ между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 01.01.2006 названным законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 85 Закона N 131-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 36 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации с 01.01.2006. Передаточный (разделительный) акт, определяющий имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, составляется в соответствии с Федеральным законом и утверждается законом Республики Башкортостан"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2010 г. N Ф09-4816/10-С3 по делу N А07-6183/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника