Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 июня 2010 г. N Ф09-4971/10-С1 по делу N А60-2546/2010-С10
Дело N А60-2546/2010-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее - управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 по делу N А60-2546/2010-С10 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Инвест Техно" (далее - общество) - Вараксин И.В. (доверенность от 20.01.2010 б/н).
Представители управления, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 30.12.2009 N 03-09/150 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 12.02.2010 (судья Евдокимов И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 (судьи Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю., Ясикова Е.Ю.) решение суда отменено. Постановление управления от 30.12.2009 N 03-09/150 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе управление просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что совершенное обществом административное правонарушение является длящимся, следовательно, апелляционный суд пришел к ошибочному выводу об истечении предусмотренного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, управлением на основании приказа от 26.11.2009 N 178 в период с 03.12.2009 по 23.12.2009 проведена выездная проверка деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за период с 27.11.2006 по 27.11.2009.
В ходе проверки установлено, что общество на момент проверки на учете в управлении не состоит, правила внутреннего контроля и программы его осуществления не разработаны, должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля отсутствует, что является нарушением ст. 7, 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Указанные нарушения зафиксированы в акте от 23.12.2009 N 87.
По результатам проверки 23.12.2009 управлением составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 30.12.2009 вынесено постановление N 03-09/150 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.
Считая постановление управления от 30.12.2009 N 03-09/150 о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что одно из вменяемых обществу административных правонарушений, а именно - неназначение должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, является длящимся, поскольку не установлена правовая норма, устанавливающая срок исполнения обязанности организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, по назначению специального должностного лица, ответственного за внутренний контроль.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, но истечения на момент вынесения управлением постановления от 30.12.2009 N 03-09/150 предусмотренного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 15.27 Кодекса неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа.
Из содержания ст. 5 Закона N 115-ФЗ следует, что в целях названного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28 (далее - Положение) постановке на учет подлежат, в частности, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (подп. д п. 2 Положения). Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3 Положения). Для постановки на учет организация в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляет заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 4 Положения). Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов (п. 7 Положения).
Из содержания Устава общества следует, что одним из видов деятельности общества является предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, судами обоснованно указано на то, что общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и в соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ на него распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Поскольку общество зарегистрировано в качестве юридического лица 09.03.2006, оно должно было представить карту постановки на учет в управление, утвердить правила внутреннего контроля не позднее 10.04.2006 и направить данные правила на согласование в управление не позднее 17.04.2006.
При этом обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля, поскольку в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 "Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" при подаче в управление карты постановки на учет указываются сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля.
Таким образом, по смыслу Положения и названного Приказа Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 обязанность по назначению данных лиц общество также должно было исполнить не позднее 10.04.2006.
Судами установлен, материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт нарушения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, выразившийся в непредставлении карты постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса.
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из содержания ч. 1 ст. 24.5 Кодекса следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок предусмотренной действующим законодательством обязанности, что свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения названного административного правонарушения к категории длящихся правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Кодексом предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Апелляционным судом установлено, что факты совершения вменяемых обществу нарушений, выразившихся в непредставлении в управление карты постановки на учет, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, в установленный 30-дневный срок, а также в ненаправлении на согласование в управление правил внутреннего контроля в течение 5 дней со дня их утверждения были обнаружены административным органом 23.12.2009 (день составления акта проверки лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях), однако сами нарушения совершены 11.04.2006 и 18.04.2006.
Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности за нарушения, выразившиеся в непредставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу карты постановки на учет, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, могло быть вынесено не позднее 11.04.2007, а за нарушения, выразившиеся в ненаправлении на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля - не позднее 18.04.2007, так как после истечения годичного срока производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Поскольку постановление N 03-09/150 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб. вынесено управлением 30.12.2009, то есть с пропуском установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, апелляционный суд правильно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные обществом требования.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на длящийся характер совершенного обществом административного правонарушения и, соответственно, на необходимость исчисления срока давности с момента обнаружения правонарушения (постановление прокурора от 19.01.2010 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении) подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права.
То обстоятельство, что правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку, осуществляя контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уполномоченные органы обязаны своевременно выявлять и пресекать правонарушения в этой области и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 по делу N А60-2546/2010-С10 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом установлено, что факты совершения вменяемых обществу нарушений, выразившихся в непредставлении в управление карты постановки на учет, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, в установленный 30-дневный срок, а также в ненаправлении на согласование в управление правил внутреннего контроля в течение 5 дней со дня их утверждения были обнаружены административным органом 23.12.2009 (день составления акта проверки лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях), однако сами нарушения совершены 11.04.2006 и 18.04.2006.
Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности за нарушения, выразившиеся в непредставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу карты постановки на учет, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, могло быть вынесено не позднее 11.04.2007, а за нарушения, выразившиеся в ненаправлении на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля - не позднее 18.04.2007, так как после истечения годичного срока производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Поскольку постановление N 03-09/150 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб. вынесено управлением 30.12.2009, то есть с пропуском установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, апелляционный суд правильно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные обществом требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2010 г. N Ф09-4971/10-С1 по делу N А60-2546/2010-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника