Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 июня 2010 г. N Ф09-4968/10-С1 по делу N А60-5478/2010-С10
Дело N А60-5478/2010-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее - управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А60-5478/2010-С10 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Сатурн-Трейд" (далее - общество) - Банникова А.А. (доверенность от 24.02.2010 б/н).
Представители управления, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 27.01.2010 N 03-10/4 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 27.02.2010 (судья Севастьянова М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Щеклеина Л.Ю., Грибиниченко О.Г., Ясикова Е.Ю.) решение суда отменено. Постановление управления от 27.01.2010 N 03-10/4 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе управление просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что совершенное обществом административное правонарушение является длящимся, следовательно, апелляционный суд пришел к ошибочному выводу об истечении предусмотренного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества согласно уставу является деятельность по организации тотализаторов, организации лотерей, включая продажу лотерейных билетов.
Федеральной налоговой службой 01.09.2008 обществу выдано разрешение N 600 на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "ФОРТУНА ЛОТО" серия "ФОРТУНА 5".
Прокурором ЗАТО г. Новоуральск (далее - прокурор) проведена проверка исполнения обществом требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
В ходе проведения проверки прокурором установлено, что при фактическом осуществлении обществом предпринимательской деятельности в г. Новоуральске по ул. Вокзальная, 1, в г. Екатеринбурге по ул. 8 Марта, 145 и по ул. Проспект Космонавтов, 41, общество не встало на учет в управлении, у общества отсутствуют правила внутреннего контроля, программа его осуществления, не назначены специальные должностные лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и по реализации программ.
По результатам проверки заместителем прокурора вынесено постановление от 19.01.2010 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и передаче материалов дела на рассмотрение в управление.
При рассмотрении материалов проверки дела управлением установлено наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в части неисполнения обществом обязанности по разработке, утверждению и направлению на согласование правил внутреннего контроля в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по указанному нарушению.
По результатам рассмотрения материалов административного дела управлением вынесено постановление от 27.01.2010 N 03-10/4 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб. за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, выразившееся в неисполнении обязанности по назначению специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления.
Считая постановление управления от 27.01.2010 N 03-10/4 о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса, и отсутствия оснований для признания вменяемого обществу административного правонарушения малозначительным.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление об оспаривании постановления управления, апелляционный суд исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, но истечения на момент вынесения управлением постановления от 27.01.2010 N 03-10/4 предусмотренного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 15.27 Кодекса неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа.
Из содержания ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ) следует, что в целях названного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме
В силу п. 2 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела (Устав общества, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц) следует, что основным видом деятельности общества является деятельность по организации тотализаторов, организации лотерей, включая продажу лотерейных билетов.
Таким образом, судами обоснованно указано на то, что общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и в соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ на него распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Судами установлен, материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт нарушения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, выразившийся в отсутствии в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля,
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса.
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из содержания ч. 1 ст. 24.5 Кодекса следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок предусмотренной действующим законодательством обязанности, что свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения названного административного правонарушения к категории длящихся правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Кодексом предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Из материалов дела следует, что общество в установленный 30-дневный срок должно было назначить должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, то есть не позднее 29.01.2008.
Однако обществом не предпринято всех надлежащих мер по назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления в соответствии с требованиями Закона N 115-ФЗ при наличии у него реальной возможности соблюдения указанных норм и правил, направленных на исполнение требований Закона N 115-ФЗ, в результате чего в указанной организации в период с 28.12.2007 и на момент вынесения управлением постановления о привлечении общества к административной ответственности (л. д. 8-10) отсутствовало лицо, в обязанности которого входило соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма.
Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности могло быть вынесено не позднее 29.01.2009.
Поскольку постановление N 03-10/4 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб. вынесено управлением 27.01.2010, то есть с пропуском установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, апелляционный суд правильно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные обществом требования.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на длящийся характер совершенного обществом административного правонарушения и, соответственно, на необходимость исчисления срока давности с момента обнаружения правонарушения (постановление прокурора от 19.01.2010 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении) также подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права.
То обстоятельство, что правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку, осуществляя контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уполномоченные органы обязаны своевременно выявлять и пресекать правонарушения в этой области и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А60-5478/2010-С10 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что общество в установленный 30-дневный срок должно было назначить должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, то есть не позднее 29.01.2008.
Однако обществом не предпринято всех надлежащих мер по назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления в соответствии с требованиями Закона N 115-ФЗ при наличии у него реальной возможности соблюдения указанных норм и правил, направленных на исполнение требований Закона N 115-ФЗ, в результате чего в указанной организации в период с 28.12.2007 и на момент вынесения управлением постановления о привлечении общества к административной ответственности (л. д. 8-10) отсутствовало лицо, в обязанности которого входило соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма.
...
Поскольку постановление N 03-10/4 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб. вынесено управлением 27.01.2010, то есть с пропуском установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, апелляционный суд правильно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные обществом требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2010 г. N Ф09-4968/10-С1 по делу N А60-5478/2010-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника