Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 июля 2010 г. N Ф09-4889/10-С3 по делу N А76-3182/2009-33-104
Дело N А76-3182/2009-33-104
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Гусева О.Г., Первухина В.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2009 по делу N А76-3182/2009-33-104 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЧелябМеталлик" (далее - общество, налогоплательщик) - Спиридонова Е.А. (доверенность от 07.04.2010).
Представители инспекции и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Челябинского ОСБ N 8597, Калининское отделение N 8544, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Содействие" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 13.12.2007 N 3040.
Решением суда от 23.12.2009 (судья Харина Г.Н.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано не подлежащим исполнению инкассовое поручение от 13.12.2007 N 3040 на взыскание 7002 руб. 84 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 (судьи Степанова М.Г., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что предмет спора отсутствует, поскольку направленное налоговым органом в кредитную организацию письмо от 16.02.2009 N 369 свидетельствует об отказе инспекции от намерений взыскивать в принудительном порядке сумму 7002 руб. 84 коп. Кроме того, налоговым органом заявлено ходатайство о замене общества с ограниченной ответственностью "Содействие" его правопреемником - обществом с ограниченной ответственностью "ЧелябМеталлик" (далее - общество "ЧелябМеталлик").
В соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном правоотношении или установленном служебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Следовательно, вопрос о процессуальном правопреемстве может быть решен и на стадии кассационного производства.
Статьями 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при реорганизации юридических лиц права и обязанности к вновь созданному юридическому лицу переходят в соответствии с передаточным актом, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.03.2010 общество с ограниченной ответственностью "Содействие" реорганизовано путем слияния в общество "ЧелябМеталлик".
Таким образом, ходатайство инспекции о замене общества с ограниченной ответственностью "Содействие" на его правопреемника - общество "ЧелябМеталлик" подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении общества выставлено требование N 18 по состоянию на 10.05.2007 об уплате пеней в сумме 1 019 727 руб. 43 коп., начисленных на пенеобразующую недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 43 040 305 руб. 43 коп.
Невыполнение налогоплательщиком в установленный срок указанного требования послужило основанием для вынесения Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Снежинску решения от 13.12.2007 N 1250 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках и выставлению к расчетному счету общества инкассового поручения от 13.12.2007 N 3040 на сумму 1019 727 руб. 43 коп.
Указанное инкассовое поручение направлено для исполнения в Челябинское ОСБ N 8597, Калининское отделение 8544.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2008 по делу N А76-6775/2007, вступившим в законную силу, требование от 10.05.2007 N 18, выставленное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области признано недействительным в части начисления пеней в сумме 7002 руб. 84 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2008 по делу N А76-26968/2007, вступившим в законную силу, с учетом определения от 03.12.2008 об исправлении технической ошибки, решение от 13.12.2007 N 1205 признано недействительным в части пеней в сумме 7 002 руб. 84 коп.
Считая, что в результате выставления на основании признанных недействительными в части взыскания пени в сумме 7002 руб. 84 коп. требования N 18 об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по состоянию на 10.05.2007 и решения от 13.12.2007 N 1250 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) -организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента -организации, индивидуального предпринимателя в банках инкассового поручения от 13.12.2007 N 3040 на сумму 1019 727 руб. 43 коп., с налогоплательщика будет взыскана большая сумма недоимки, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия оснований для признания инкассового поручения не подлежащим исполнению в сумме 7002 руб. 84 коп., в виде вступившего в законную силу решения арбитражного суда, которым инкассовое поручение N 3040 от 13.12.2007 на сумму 1 019 727 руб. 43 коп. признано недействительным в сумме 7002 руб. 43 коп.
В силу ст. 172 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании не подлежащим исполнению предъявляется в отношении исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке.
Согласно п. 1, 2, 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 47 Кодекса предусмотрено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, определенном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Указанные положения в силу п. 6 ст. 75 Кодекса применяются также при взыскании пеней.
Согласно ст. 72, 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней.
Из названных правовых норм следует, что к документам, по которым взыскание производится в бесспорном порядке, относятся поручения налогового органа, направленные в банк, на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судами установлено, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2008 по делу N А76-6775/2007, от 30.10.2008 по делу N А76-26968/2007 признаны недействительными в части взыскания пени в сумме 7002 руб. 84 коп. требование N 18 об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по состоянию на 10.05.2007, а также решение от 13.12.2007 N 1250 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) -организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента -организации, индивидуального предпринимателя в банках. Арбитражный суд Челябинской области решением от 21.07.2009 по делу N А76-27004/2007, вступившим в законную силу, признал инкассовое поручение от 13.12.2007 N 3040 недействительным в части взыскания суммы 7002 руб. 84 коп.
Учитывая совокупность обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делам N А76-6775/2007, А76-26968/2007, А76-27004/2007, имеющим в рассматриваемом случае в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение, суды обоснованно признали инкассовое поручение от 13.12.2007 N 3040 на сумму 1 019 727 руб. 43 коп., выставленное Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Снежинску к расчетному счету налогоплательщика, не подлежащим исполнению в части взыскания денежных средств в сумме 7 002 руб. 84 коп.
Довод налогового органа об отсутствии предмета спора в связи с уведомлением кредитной организации в письме от 16.02.2009 N 369 об уменьшении взыскиваемой суммы, подлежит отклонению, поскольку Кодексом налоговому органу не предоставлена возможность изменения инкассового поручения. Уведомление об уменьшении суммы не обладает юридической силой, изменяющей исполнительный документ.
Признание частично недействительным инкассового поручения в сумме 7002 руб. 84 коп. является основанием для неуплаты спорной суммы, следовательно, и основанием для признания инкассового поручения не подлежащим исполнению в данной сумме.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2009 по делу N А76-3182/2009-33-104 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 ст. 47 Кодекса предусмотрено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, определенном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Указанные положения в силу п. 6 ст. 75 Кодекса применяются также при взыскании пеней.
Согласно ст. 72, 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней.
...
Довод налогового органа об отсутствии предмета спора в связи с уведомлением кредитной организации в письме от 16.02.2009 N 369 об уменьшении взыскиваемой суммы, подлежит отклонению, поскольку Кодексом налоговому органу не предоставлена возможность изменения инкассового поручения. Уведомление об уменьшении суммы не обладает юридической силой, изменяющей исполнительный документ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2010 г. N Ф09-4889/10-С3 по делу N А76-3182/2009-33-104
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника