Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 июня 2010 г. N Ф09-4857/10-С3 по делу N А76-34353/2009-54-673
Дело N А76-34353/2009-54-673
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Гусева О.Г., Дубровского В.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2009 по делу N А76-34353/2009-54-673 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Сайгафарова Ратмира Ильдаровича (далее - предприниматель, налогоплательщик) - Околокулак Е.П. (доверенность от 15.03.2010);
инспекции - Карпов Е.Ю. (доверенность от 10.12.2009 N 28349).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.04.2009 N 43 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 1 163 874 руб., начисления соответствующих пеней в сумме 469 244 руб. 89 коп.
Решением суда от 08.12.2009 (судья Потапова Т.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 30.04.2009 N 43 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 1 163 874 руб., начисления соответствующих пеней в сумме 469 244 руб. 89 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 (судьи Иванова Н.А., Малышев М.Б., Степанова М.Г.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что налогоплательщиком не представлены к проверке документы, подтверждающие понесенные предпринимателем расходы, налоговым органом проведены встречные проверки контрагентов, однако судами не принято во внимание то, что предпринимателем не велся учет показателей своей деятельности, в связи с чем не представляется возможным определить номенклатуру товара, оплата которого осуществлялась через расчетный счет, и исследовать деятельность аналогичных налогоплательщиков. Информация об аналогичных организациях, осуществляющих закуп и реализацию транспортно-сортировочного комплекса, позволяющего очищать песок, не получена в связи со специфичностью данного товара.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, предприниматель в проверяемом периоде осуществлял оптовую торговлю продуктами питания и бытовой химией, а также получил доход в виде предоплаты за транспортно-сортировочный комплекс. Деятельность осуществлялась по упрощенной системе налогообложения, объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя по вопросам соблюдения налогового законодательства составлен акт от 27.02.2009 N 12-15, принято решение от 30.04.2009 N 43 о доначислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2005 год в сумме 1 163 874 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006, 2007 годы в общей сумме 3556 руб., пени за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2005 год в сумме 470 126 руб. 03 коп., за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 881 руб. 14 коп. В связи с истечением срока давности привлечения к ответственности отказано в привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 26.06.2009 N 16-07/002036 решение инспекции от 30.04.2009 N 43 отменено в части начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006, 2007 годы в сумме 881 руб. 14 коп., в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год в сумме 1800 руб., в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год в сумме 1756 руб. В остальной части решение инспекции от 30.04.2009 N 43 оставлено без изменения.
Считая решение инспекции от 30.04.2009 N 43 недействительным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что инспекцией при определении сумм доначисленных налогов не учтены расходы, указанные в банковских выписках, в связи с чем расчет заниженной выручки не соответствует реальным показателям финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя, не соблюдено и правило об использовании при определении сумм налогов расчетным путем данных о доходах и расходах иных аналогичных налогоплательщиков.
В силу п. 1 ст. 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
В соответствии со ст. 346.14 Кодекса предприниматель применял упрощенную систему с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Согласно п. 2 ст. 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 Кодекса. Расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в ст. 252 Кодекса.
Согласно п. 1 названной статьи расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами (затратами) понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Кодекса индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов, расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н; БГ-3-04/430 (далее - Порядок учета доходов и расходов).
Пунктом 2 Порядка учета доходов и расходов установлено, что индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее - Книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом. В Книге учета отражаются имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период. Книга учета до начала ее ведения должна быть прошнурована, пронумерована с указанием на последней странице количества содержащихся в ней страниц, подписана индивидуальным предпринимателем и скреплена печатью индивидуального предпринимателя (при ее наличии), а также заверена подписью должностного лица налогового органа и скреплена печатью налогового органа. Порядок учета предусматривает возможность ведения Книги учета в электронном виде и выведения ее на бумажные носители по окончании налогового периода (п. 4 Порядка учета доходов и расходов).
Согласно п. 7 Порядка учета доходов и расходов индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующих разделах Книги учета, примерная форма которой приведена в приложении к Порядку учета доходов и расходов.
Таким образом, Книга учета предназначена для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, ее отсутствие означает отсутствие учета доходов и расходов в установленном порядке.
В случае, если не представляется возможным сделать правильный и обоснованный вывод об объеме налоговых обязанностей налогоплательщика исходя из первичных документов, Кодексом предусмотрен специальный -расчетный метод определения налоговым органом сумм налога.
При невозможности установить одну из составляющих, необходимых при исчислении налога, налоговому органу следует руководствоваться правилом, предусмотренным подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса, создающим дополнительные гарантии прав налогоплательщика и обеспечивающим баланс публичных и частных интересов.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Судами установлено, что в ходе выездной проверки предпринимателем не представлены первичные бухгалтерские документы и регистры бухгалтерского учета, в связи с чем инспекцией правильность исчисления налогов проверена на основании налоговых деклараций предпринимателя, представленных контрагентами предпринимателя документов, а также на основании сведений банковской выписки и кассовых документов. В ходе проверки инспекцией выявлено, что доходы предпринимателя, указанные в налоговой декларации, не подтверждены, доходы занижены. При этом расходы предпринимателя, указанные в налоговой декларации, налоговым органом не приняты в полном объеме, так как предпринимателем не представлены первичные документы.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что примененный инспекцией расчет суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не соответствует налоговому законодательству, в данном случае инспекции надлежало определить суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Судами верно указано на то, что критериями аналогичности в целях применения подп. 7 п. 1 ст.31 Кодекса являются вид деятельности, количество и ассортимент реализуемых товаров, размер площадей, используемых для ведения соответствующего вида предпринимательской деятельности, численность персонала, время работы, размер выручки, применяемая система налогообложения.
Судами установлено, что в ходе выездной налоговой проверки инспекцией получены сведения от контрагентов предпринимателя, в частности от закрытого акционерного общества "Тандем-Урал", общества с ограниченной ответственностью "Продсервис", а также сведения о расчетах предпринимателя в безналичном порядке (банковские выписки). Инспекцией проводился опрос Сайгафарова Р.И. Вместе с тем в ходе опроса предпринимателя инспекция не выясняла, каким видом деятельности занимается предприниматель, какие конкретно товары реализовывает и в каком количестве. Инспекцией не предприняты попытки выяснить сведения об объектах торговли, используемых предпринимателем в своей деятельности, о количестве его работников, при наличии полномочий на получение такой информации. Инспекция также не воспользовалась возможностью проанализировать сведения, содержащиеся в банковской выписке, о выручке предпринимателя.
Поскольку примененный инспекцией способ определения налоговых обязательств предпринимателя является неверным и необъективным, судами обоснованно признано оспариваемое решение инспекции недействительным.
Кроме того, апелляционным судом верно указано на обоснованность доводов налогоплательщика о нарушении инспекцией процедуры проведения налоговой проверки.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2009 по делу N А76-34353/2009-54-673 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
...
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что примененный инспекцией расчет суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не соответствует налоговому законодательству, в данном случае инспекции надлежало определить суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Судами верно указано на то, что критериями аналогичности в целях применения подп. 7 п. 1 ст.31 Кодекса являются вид деятельности, количество и ассортимент реализуемых товаров, размер площадей, используемых для ведения соответствующего вида предпринимательской деятельности, численность персонала, время работы, размер выручки, применяемая система налогообложения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2010 г. N Ф09-4857/10-С3 по делу N А76-34353/2009-54-673
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника