Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 июля 2010 г. N Ф09-4461/10-С3 по делу N А60-48093/2009-С8
Дело N А60-48093/2009-С8
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г., судей Глазыриной Т.Ю., Первухина В.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного образовательного учреждения "Первоуральский металлургический техникум" (далее - учреждение, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2009 по делу N А60-48093/2009-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Караваев А.С. (доверенность от 17.08.2009 N 11-06).
Представители учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным требования инспекции от 20.07.2009 N 105156.
Решением суда от 26.12.2009 (судья Дегонская Н.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
По мнению учреждения, при недоказанности налоговым органом факта подписания требования от 20.07.2009 N 105156 об уплате налога, сбора, пени, штрафа начальником инспекции оспариваемый ненормативный правовой акт должен быть признан недействительным как нарушающий положения п. 5 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 7, ст. 8 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Учреждение полагает, что в нарушение п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации результаты проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков не были доведены до налогоплательщика в срок, не позднее 01.03.2009, поэтому налоговый орган не имел права принимать во внимание при проверке правильности исчисления налогоплательщиком авансовых платежей по земельному налогу кадастровую стоимость, определенную в приложениях к постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, а обязан был руководствоваться ранее известной налогоплательщику кадастровой стоимостью земельных участков.
Заявитель жалобы считает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие сведений о публикации в областной газете приложений к постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщиков на получение информации о кадастровой стоимости участка, противоречит п. 5 ст. 21, п. 1 ст. 93 областного закона от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области, так как неопубликованная официально часть правового акта не может порождать для налогоплательщика никаких правовых последствий.
Заявитель жалобы указывает на то, что учреждение не является обществом; в материалах дела нет ни акта камеральных проверок, ни решения по ее результатам, следовательно, вывод суда о выставлении требования по результатам проверки является необоснованным.
Бремя доказывания факта размещения информации в сети Интернет, по мнению заявителя жалобы, лежит на налоговом органе, суд апелляционной инстанции в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переложил доказывание обратного на учреждение.
Заявитель жалобы полагает, что судом не дана оценка его доводу о том, что инспекция не представила доказательств наличия у налогоплательщика сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009 к моменту наступления срока представления налогового расчета.
Инспекцией отзыв на кассационную жалобу учреждения не представлен.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждение в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи 29.04.2009 представило налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 г., согласно которому сумма авансового платежа по налогу составила 475 230 руб., исходя из кадастровой стоимости двух земельных участков 126 728 249 руб. и налоговой ставки 1,5%.
Данный авансовый платеж был уплачен в бюджет.
Учреждением в инспекцию 08.07.2009 представлен уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 г., по которому сумма авансового платежа по налогу составила 2 072 984 руб., исходя из кадастровой стоимости двух земельных участков 552 795 890 руб. и налоговой ставки 1,5%.
Разница между суммой уточненного и первичного налогового расчета учреждением уплачена в бюджет не была, в связи с чем налоговый орган направил учреждению требование N 105156 об уплате по состоянию на 20.07.2009 земельного налога за 1 квартал 2009 г. в сумме 1 597 754 руб., пеней в сумме 22 312 руб. 40 коп. в срок до 07.08.2009.
Полагая, что указанное требование нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении требований налогоплательщика, исходя из отсутствия основания для признания требования недействительным, признав соблюденным порядок доведения сведений до налогоплательщика о кадастровой стоимости земельного участка.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения.
В соответствии с п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
На основании ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее -Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Пункт 10 Правил устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судами установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Городского округа Первоуральск Свердловской области были утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Данное постановление опубликовано в "Областной газете" 24.12.2008 N 407 (без утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, с указанием в примечании, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет"), в Собрании законодательства Свердловской области 19.03.2009 N 12-9(2008)-12-29(2008).
Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" вступило в силу с 01.01.2009.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2009г. N 458-ПП в названное постановление внесены изменения, в соответствии с которыми постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" вступает в силу по истечении 7 дней после официального опубликования.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52.
Согласно указанному порядку территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 вступило в силу 20.02.2008 в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", который соответствует ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Суды на основе исследования и оценки доказательств сделали вывод о наличии у общества возможности определения суммы, подлежащей уплате земельного налога, на основе кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Довод налогоплательщика о том, что результаты проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков не были доведены до налогоплательщика в срок, не позднее 01.03.2009, поэтому налоговый орган не имел права принимать во внимание при проверке правильности исчисления налогоплательщиком авансовых платежей по земельному налогу кадастровую стоимость, определенную в приложениях к постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, а обязан был руководствоваться ранее известной налогоплательщику кадастровой стоимостью земельных участков, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной нормой налогового законодательства (в том числе по отношению к ст. 5 Кодекса), устанавливающей особый порядок доведения до сведения налогоплательщика одного из элементов, необходимых для определения налоговой базы по земельному налогу, - кадастровой стоимости. Из данной нормы следует, что не позднее 1 марта налогоплательщик должен располагать сведениями о кадастровой стоимости участка на 1 января соответствующего налогового периода. Судами установлено, что данные условия уполномоченными органами выполнены.
Иные действия по исчислению и уплате земельного налога должны быть совершены налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 391, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
До 01.03.2009 налогоплательщик имел возможность получения сведений о том, когда, в каком порядке и размере подлежит исчислению и уплате земельный налог за 2009 г.
Каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в актах налогового законодательства по данному вопросу не имеется.
Иные доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2009 по делу N А60-48093/2009-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного образовательного учреждения "Первоуральский металлургический техникум" - без удовлетворения.
Возвратить государственному образовательному учреждению "Первоуральский металлургический техникум" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы госпошлину по платежному поручению от 13.05.2010 N 4282 в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод налогоплательщика о том, что результаты проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков не были доведены до налогоплательщика в срок, не позднее 01.03.2009, поэтому налоговый орган не имел права принимать во внимание при проверке правильности исчисления налогоплательщиком авансовых платежей по земельному налогу кадастровую стоимость, определенную в приложениях к постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, а обязан был руководствоваться ранее известной налогоплательщику кадастровой стоимостью земельных участков, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной нормой налогового законодательства (в том числе по отношению к ст. 5 Кодекса), устанавливающей особый порядок доведения до сведения налогоплательщика одного из элементов, необходимых для определения налоговой базы по земельному налогу, - кадастровой стоимости. Из данной нормы следует, что не позднее 1 марта налогоплательщик должен располагать сведениями о кадастровой стоимости участка на 1 января соответствующего налогового периода. Судами установлено, что данные условия уполномоченными органами выполнены.
Иные действия по исчислению и уплате земельного налога должны быть совершены налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 391, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
...
Каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в актах налогового законодательства по данному вопросу не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июля 2010 г. N Ф09-4461/10-С3 по делу N А60-48093/2009-С8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника