Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 июля 2010 г. N Ф09-5082/10-С6 по делу N А47-3672/2009
Дело N А47-3672/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" (далее - общество "ПЕТРОЛ-СЕРВИС") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А47-3672/2009 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - управление) - Луценко Н.Г. (доверенность от 02.10.2009 N 1-27/02-04/9532).
Общество "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным решения управления, выраженного в письме от 06.02.2009 N 1-27/04-03/554, об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка общей площадью 4162 кв.м, кадастровый номер 56:44:0106001:1, месторасположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Терешковой, а также об обязании управления принять решение о предоставлении на праве собственности указанного земельного участка и направить заявителю проект договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.01.2010 (судья Карев А.Ю.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение управления, выраженное в письме от 06.02.2009 N 1-27/04-03/554, об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка общей площадью 4162 кв.м, кадастровый номер 56:44:0106001:1, месторасположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Терешковой, на земельном участке расположена одноэтажная стационарная АЗС с комплексом обслуживания (литера Е), N 154/4. На управление возложена обязанность принять решение о предоставлении заявителю на праве собственности названного земельного участка и направить заявителю проект договора купли-продажи.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 (судьи Румянцев А.А., Карпачева М.И., Богдановская Г.Н.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что управлением в апелляционной жалобе заявлено новое основание для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, а именно -незавершенность строительства расположенного на нем объекта. Общество "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" указывает, что земельный участок предоставлен в аренду для строительства стационарной АЗС с комплексом обслуживания, постановлением главы г. Оренбурга от 23.10.2008 N 6279-р изменено разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения стационарной АЗС с комплексом обслуживания; данный объект введен в эксплуатацию. По |его мнению, нахождение на земельном участке объекта строительства второй очереди (здание станции ежедневного обслуживания) не препятствует предоставлению земельного участка в собственность на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство не содержит требований об адресации объектов недвижимости при подаче заявления на выкуп земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу управление возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" обратилось в управление с заявлением от 04.02.2009 о заключении договора купли-продажи земельного участка общей площадью 4162 кв.м, кадастровый номер 56:44:0106001:1, месторасположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Терешковой, указав, что на земельном участке расположена одноэтажная стационарная АЗС с комплексом обслуживания (литера Е), N 154/4.
Письмом от 06.02.2009 N 1-27/04-03/554 управление уведомило об отказе в предоставлении на праве собственности испрашиваемого земельного участка и в заключении договора купли-продажи этого земельного участка.
Общество "ПЕТРОЛ-СЕРВИС", полагая, что решение управления, выраженное в письме от 06.02.2009 N 1-27/04-03/554, об отказе в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, разделения испрашиваемого земельного участка не производилось, доказательств того, что в границы сформированного земельного участка входит не завершенный строительством объект недвижимости, не представлено. Ввиду наличия в свидетельстве о государственной регистрации права от 03.10.2008 серии 56 АА N 665770 строки "адрес объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 154/4" суд первой инстанции признал неправомерным требование управления, касающееся присвоения адреса объекту недвижимого имущества. Суд первой инстанции также указал на незаконность отказа управления в заключении договора купли-продажи земельного участка в части требования о предоставлении указанных в письме от 06.02.2009 N 1-27/04-03/554 документов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие доказательств введения станции ежедневного обслуживания в эксплуатацию и регистрации права собственности как законченного строительством объекта. При этом суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что заявителем фактически испрашивался в собственность земельный участок, в том числе, для не завершенного строительством объекта, что не предусмотрено ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Порядок предоставления земельных участков в г. Оренбурге регламентирован Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Город Оренбург", утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 N 229. В п. 4.4 данного положения определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении в собственность земельных участков.
Мотивируя свой отказ, управление ссылалось на то, что не завершенному строительством объекту - одноэтажному строению станции технического обслуживания, литера В, не присвоен адрес, а также на то, что не представлены следующие документы: справка государственного унитарного предприятия "ОЦИОН" об объектах недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, генеральный план земельного участка.
Из содержания отзыва управления на заявление общества "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" следует, что названная информация была необходима для определения наличия на земельном участке не завершенного строительством объекта - станции технического обслуживания, литера В (л.д. 53,54).
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, обществом "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" на земельном участке возведены следующие объекты недвижимости - одноэтажная стационарная станция АЗС с комплексом обслуживания (литера Е) общей площадью 113,1 кв.м; не завершенный строительством объект - одноэтажное строение станция технического обслуживания (литера В). Согласно выписке из технического паспорта от 28.04.2008 N 53:401/2008:3515 на здание АЗС с комплексом обслуживания (литера Е), экспликации к поэтажному плану в состав объекта здание АЗС с комплексом обслуживания (литера Е) не входит одноэтажное строение станции технического обслуживания (литера В).
Судом апелляционной инстанции установлено, что не завершенный строительством объект - станция технического обслуживания (литера В) обозначен в проекте организации строительства (т. 1 л.д. 140) как станция ежедневного обслуживания. Согласно письму открытого акционерного общества "Оренбургстройпроект" от 16.01.2008 N ТР 1-3/14 (л.д. 131) комплекс станции ежедневного обслуживания выделен во вторую очередь ввода в эксплуатацию.
Принимая во внимание, что при предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию, суд апелляционной инстанции верно указал, что нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства препятствует предоставлению спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что строительство АЗС с комплексом обслуживания, включающим в себя станцию ежедневного обслуживания (литера В), не завершено, введение в эксплуатацию отдельных объектов комплекса не свидетельствует о том, что цель, в соответствии с которой предоставлялся земельный участок площадью 4162 кв.м, достигнута, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств того, что для эксплуатации АЗС с комплексом обслуживания площадью 113,1 кв.м (литера Е) необходим земельный участок площадью 4162 кв.м, предоставленный для строительства всего комплекса сооружений, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что оснований для предоставления в собственность обществу "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" спорного земельного участка и заключения с ним договора купли-продажи данного земельного участка не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал отказ управления в заключении договора купли-продажи земельного участка соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые являются в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 руб.
Поскольку обществом "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., заявителю кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению от 24.05.2010 N 144 государственная пошлина в сумме 1000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А47-3672/2009 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПЕТРОЛ-СЕРВИС" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 24.05.2010 N 144, которое находится в материалах дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельных участков в г. Оренбурге регламентирован Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Город Оренбург", утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 N 229. В п. 4.4 данного положения определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении в собственность земельных участков.
...
Принимая во внимание, что при предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию, суд апелляционной инстанции верно указал, что нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства препятствует предоставлению спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2010 г. N Ф09-5082/10-С6 по делу N А47-3672/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника