Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 июля 2010 г. N Ф09-5135/10-С1 по делу N А60-1563/2010-С9
Дело N А60-1563/2010-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П., судей Василенко С.Н., Лукьянова В.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Межрегиональное управление по промышленной и экологической безопасности" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2010 по делу N А60-1563/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Коробейникова Е.В. (доверенность от 15.01.2010 N 01-10);
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - региональное отделение, административный орган) - Шайханов М.Б. (доверенность от 15.06.2010 N 17), Орехов Н.А. (доверенность от 05.11.2009 N 29).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения от 23.12.2009 N 62-09-577/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 01.03.2010 (судья Плюснина С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Щеклеина Л.Ю., Мещерякова Т.И., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального и процессуального права, перечисленных в жалобе, а также на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Заявитель жалобы указывает на нарушение порядка привлечения его к административной ответственности со стороны регионального отделения. По мнению общества, оно не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрения данного дела, поскольку соответствующие извещения, законный представитель общества (генеральный директор Пичугина Н.А.), подлежавшая обязательному уведомлению, не получала. В дополнении к кассационной жалобе общество указывает на необоснованность неприменения судами ст. 2.9 Кодекса.
Региональное отделение в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства о ценных бумагах региональным отделением установлен факт незавершения в установленные законом сроки процедуры эмиссии, выразившийся в непрохождении государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании общества.
В связи с этим в адрес общества 17.09.2009 региональным отделением направлено предписание N 62-09-СФ-06/9457 об устранении нарушений законодательства и представлении документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг в срок до 23.10.2009, которое получено обществом 22.09.2009.
Указанное предписание обществом исполнено не было, ввиду чего 24.11.2009 региональным отделением составлен протокол N 62-09-845/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, и вынесено постановление от 23.12.2009 N 62-09-577/пн о привлечении общества к ответственности за данное правонарушение в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Полагая, что оспариваемое постановление административного органа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях общества, а также отсутствия нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности со стороны регионального отделения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Согласно ст. 20 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (п. 1 данной статьи).
В соответствии с пунктом 3.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии), размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - путем их приобретения единственным учредителем. При этом распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.
Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии установлено, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
Частью 1 ст. 25 Закона N 39-ФЗ установлено, что не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Из материалов дела усматривается, что данная обязанность обществом в срок, установленный вышеуказанными нормами, исполнена не была, в связи с чем в адрес общества 17.09.2009 региональным отделением направлено предписание N 62-09-СФ-06/9457.
На основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Пунктами 5.3.7, 6.1 названного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по финансовым рынкам вправе выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Факт невыполнения обществом предписания регионального отделения в срок, определенный законодательством, судами установлен, подтвержден материалами дела и обществом не оспаривается.
Суды также с учетом положений ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в непринятии им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное исполнение оспариваемого предписания отделения.
В связи с этим суды пришли к обоснованным выводам о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений региональным отделением порядка привлечения общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, судами не установлено.
Как следует из материалов дела, общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении было уведомлено надлежащим образом, на рассмотрение дела представитель общества не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса, административным органом не нарушен.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, которая в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит. При этом нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Довод общества, приведенный в кассационной жалобе, о необоснованном неприменении судами ст. 2.9 Кодекса подлежит отклонению по следующим основаниям.
Применение ст. 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда.
Суды, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса).
Данный вывод судов сделан с учетом п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2010 по делу N А60-1563/2010-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Межрегиональное управление по промышленной и экологической безопасности" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 9 ст. 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
...
Суды также с учетом положений ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в непринятии им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное исполнение оспариваемого предписания отделения.
...
Срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса, административным органом не нарушен.
...
Довод общества, приведенный в кассационной жалобе, о необоснованном неприменении судами ст. 2.9 Кодекса подлежит отклонению по следующим основаниям.
Применение ст. 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда.
Суды, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2010 г. N Ф09-5135/10-С1 по делу N А60-1563/2010-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника