Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 июля 2010 г. N Ф09-5353/10-С6 по делу N А47-9758/2009
Дело N А47-9758/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Смирнова А.Ю., Мындря Д.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области (далее - учреждение "Земельная кадастровая палата") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.01.2010 по делу N А47-9758/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Чкаловский" (далее общество "Чкаловский") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к учреждению "Земельная кадастровая палата" о признании незаконными действий, выразившихся в отказе внести изменения по разрешенному использованию в кадастровое дело по земельному участку с кадастровым номером 56:21:27 01 001:0270 площадью 273 343 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира - одноэтажного здания механических ремонтных мастерских, литера В, расположенного в границах участка но адресу: Оренбургская обл., Оренбургский р-н, сельсовет Чкаловский, нос. Чкалов, ул. Производственный квартал, N 6, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 19, назначение - земли населенных пунктов, в период с 01.01.2008 по 01.07.2008, и обязании последнего устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в кадастровое дело разрешенного вида использования и определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:21:27 01 001:0270 площадью 273 343 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу по состоянию на период с 01.01.2008 по 01.07.2008 (с учетом изменения предмета заявленного требования, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области (далее - Управление Роснедвижимости).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2010 (судья Малышева И.А.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "Земельная кадастровая палата" просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель, ссылаясь на приказ Росземкадастра от 13.06.2001 N 11/115, указывает, что учет текущих изменений разрешенного вида использования земельного участка проведен на основании заявления общества "Чкаловский" 27.08.2009. При этом учреждение "Земельная кадастровая палата" считает неверным вывод судов о том, что заявительный порядок внесения изменений не исключает обязанности органа, осуществляющего кадастровый учет, по внесению изменений в сведения государственного земельного кадастра с той даты, когда такие изменения фактически произошли, а не с даты обращения с заявкой, так как кадастровые процедуры осуществляются по принципу строгой регламентации и только по факту представления заявки и соответствующих документов, перерасчет кадастровой стоимости на прошедшую дату не может быть осуществлен и применен для целей налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Чкаловский" считает обжалуемые судебные акты законными и не подлежащими отмене.
При рассмотрении спора судами установлено, что 05.09.2007 на основании постановления администрации муниципального образования "Оренбургский район" от 27.06.2007 N 2770-п "О предоставлении земельного участка в собственность общества "Чкаловский" (далее - постановление администрации от 27.06.2007 N 2770-п) и договора купли-продажи земельного участка от 03.08.2007 N 443/2007 заявителем приобретен земельный участок с кадастровым номером 56:21:27 01 001:0270 площадью 273 343 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира - одноэтажного здания механических ремонтных мастерских, литера В, расположенного в границах участка по адресу: Оренбургская обл., Оренбургский р-н, сельсовет Чкаловский, пос. Чкалов, ул. Производственный квартал, N 6, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 19, назначение - земли населенных пунктов, для эксплуатации зданий.
Данный земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет 19.07.2007 по заявке общества "Чкаловский", поступившей в учреждение "Земельная кадастровая палата" 11.07.2007, с видом разрешенного использования для эксплуатации зданий, который был установлен органом кадастрового учета на основании вышеуказанного постановления администрации (т. 1, л. д. 103).
Право собственности на названный земельный участок зарегистрировано 05.09.2007, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56 ЛА N 531362, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области (т. 1, л. д. 16).
Администрацией муниципального образования "Оренбургский район" издано постановление от 19.12.2007 N 5774-п, согласно которому вид разрешенного использования спорного земельного участка был изменен на вид использования - под строительство индивидуальных жилых домов (т. 1, л. д. 15).
В 2007 году в порядке исполнения требований, установленных п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Результаты данных работ утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п).
Поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.07.2007, что подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из кадастрового паспорта (т. 1, л. д. 17), заинтересованным лицом осуществлен расчет его кадастровой стоимости с использованием удельных показателей, установленных постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п от 30.11.2007 для девятой группы видов разрешенного использования, определенной на основании постановления администрации от 27.06.2007 N 2770-п. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 10.06.2008 составила 873 273 482 руб. 97 коп.
Результаты данного расчета внесены в государственный кадастр недвижимости и отражены в кадастровой выписке о земельном участке N 5621/204/09-7613 от 05.03.2009 с указанием кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 10.06.2008 (т. 1, л. д. 17).
В письме от 04.08.2009 общество "Чкаловский" сообщило учреждению "Земельная кадастровая палата" об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка на основании постановления администрации от 19.12.2007 N 5774-п, в связи с чем просило устранить допущенную ошибку и произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2008 с учетом вида разрешенного использования земельного участка, установленного данным постановлением (т. 2, л. д. 38).
В письме от 26.08.2009 N 1649/х-12 учреждение "Земельная кадастровая палата" отказало заявителю во внесении изменений в кадастровую стоимость земельного участка, сославшись на заявительный характер внесения изменений в сведения государственного земельного кадастра, указав, что сам по себе факт издания органом местного самоуправления акта об изменении вида разрешенного использования без соответствующей заявки правообладателя не является основанием для внесения соответствующих изменений (т. 1, л. д. 54-56).
Общество "Чкаловский" 27.08.2009 обратилось в учреждение "Земельная кадастровая палата" с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости (т. 1, л. д. 120), на основании которого в государственный земельный кадастр внесены соответствующие изменения, что подтверждено актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 28.08.2009 (т. 1,л. д. 129).
Общество "Чкаловский", ссылаясь на то, что действия учреждения "Земельная кадастровая палата" по отказу внести изменения по виду разрешенного использования спорного земельного участка в кадастровое дело на основании постановления администрации от 19.12.2007 N 5774-и по состоянию на период с 01.01.2008 по 01.07.2008, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение и действие (бездействие) государственных органов может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 65, и. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы; для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель; порядок проведения государственной кадастровой стоимости земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), в соответствии с которыми при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил).
В случаях необходимости определения кадастровой стоимости земельных участков, вид разрешенного использования или границы которых изменялись, новых земельных участков, либо земельных участков, переводимых из одной категории земель в другую, применяется особый порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков, установленный Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Согласно п. 2 постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 11.04.2008 N 157-п) изменение вида разрешенного использования земельного участка в период с 01.01.2007 но 01.01.2008 является одним из оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка путем суммирования значений кадастровой стоимости обособленных земельных участков учреждением "Земельная кадастровая палата", уполномоченным па ведение государственного кадастра недвижимости.
На основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191 -ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 данной части и ст. 4.1 названного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 4 названного Федерального закона
Учитывая указанные положения закона, суды сделали вывод о том, что с даты принятия уполномоченным органом соответствующего постановления кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать установленному органом местного самоуправления виду его разрешенного использования и определяться с использованием удельных показателей, установленных для соответствующей группы видов разрешенного использования, поскольку в государственном кадастровом учете произошедшие изменения лишь регистрируются и такая регистрация должна соответствовать действительности и объективно отражать реальные границы, целевое назначение и вид разрешенного использования земельного участка, то есть реальные качественные и экономические характеристики, существующие в течение определенного промежутка времени.
Судами установлено, что на территории Оренбургской области в 2007 году Федеральным государственным унитарным предприятием "ФКЦ "Земля" проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п и подлежали применению с 01.01.2008. Кадастровая стоимость спорного земельного участка пересчитана заинтересованным лицом с применением удельного показателя для девятой группы видов функционального использования и сведений о кадастровой стоимости участка с внесением в государственный земельный кадастр на основании акта от 10.06.2008.
Между тем какие-либо здания, строения, сооружения промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, наличие которых позволяло отнести данный земельный участок к девятому виду разрешенного использования, установленному приложением N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п, отсутствуют.
Установив также факт направления учреждению "Земельная кадастровая палата" копии постановления администрации от 19.12.2007 N 5774-п в рамках информационного взаимодействия с органами местного самоуправления для ведения кадастрового учета (т. 2 л. д. 40), суды указали, что ранее измененный вид разрешенного использования земельного участка на вторую группу, установленный в постановлении администрации от 19.12.2007 N 5774-п, не принят учреждением "Земельная кадастровая палата" за основу при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Принимая во внимание положения ст. 16 Федерального закона "Об государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ об информационном взаимодействии, действовавшего в период перерасчета кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году, а также учитывая вышеуказанные обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что отказ учреждения "Земельная кадастровая палата" во внесении изменений в сведения о разрешенном использовании в кадастровое дело спорного земельного участка в соответствующий период является незаконным и влияет на размер налоговых обязательств общества "Чкаловский", нарушая тем самым его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки установленных обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Оренбургской области, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), государственная пошлина, уплаченная учреждением "Земельная кадастровая палата" при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.01.2010 по делу N А47-9758/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 но указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины по кассационной жалобе, уплаченной по платежному поручению N 51226 от 21.05.2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что на территории Оренбургской области в 2007 году Федеральным государственным унитарным предприятием "ФКЦ "Земля" проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п и подлежали применению с 01.01.2008. Кадастровая стоимость спорного земельного участка пересчитана заинтересованным лицом с применением удельного показателя для девятой группы видов функционального использования и сведений о кадастровой стоимости участка с внесением в государственный земельный кадастр на основании акта от 10.06.2008.
Между тем какие-либо здания, строения, сооружения промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, наличие которых позволяло отнести данный земельный участок к девятому виду разрешенного использования, установленному приложением N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п, отсутствуют.
...
Принимая во внимание положения ст. 16 Федерального закона "Об государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ об информационном взаимодействии, действовавшего в период перерасчета кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году, а также учитывая вышеуказанные обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что отказ учреждения "Земельная кадастровая палата" во внесении изменений в сведения о разрешенном использовании в кадастровое дело спорного земельного участка в соответствующий период является незаконным и влияет на размер налоговых обязательств общества "Чкаловский", нарушая тем самым его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 июля 2010 г. N Ф09-5353/10-С6 по делу N А47-9758/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника