Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.И. Задиоры, судей Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина, заслушав заключение судьи Д.Н. Разина о результатах предварительного изучения в порядке статьи 42 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" запроса Уполномоченного по правам человека Свердловской области о проверке соответствия Уставу Свердловской области статьи 22 Областного закона от 4 мая 1995 года N 14-ОЗ "О предоставлении жилища в Свердловской области" (в редакции Областных законов от 25.09.95 N 21-ОЗ, от 31.12.99 N 48-ОЗ), установил:
1. Уполномоченный по правам человека Свердловской области обратился в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области статьи 22 Областного закона от 4 мая 1995 года N 14-ОЗ "О предоставлении жилища в Свердловской области" (в редакции Областных законов от 25.09.95 года N 21-ОЗ, от 31.12.99 года N 48-ОЗ), предусматривающей основания бесплатного предоставления в первую очередь на условиях найма гражданам жилых помещений в Свердловской области.
Заявитель указывает, что вопреки статье 36 (пункт 8) Жилищного кодекса Российской Федерации оспариваемая статья названного Областного закона не содержит положения об отнесении одиноких матерей к категориям граждан, имеющим право на первоочередное предоставление жилья, в связи с чем при принятии на ее основании органами местного самоуправления муниципальных образований, на предприятиях, в организациях, учреждениях решений о предоставлении в первую очередь жилых помещений нарушается право на жилище семей одиноких матерей, осуществление и защита которого гарантируются статьей 2 Устава Свердловской области.
Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области
См. статью 2 названного Устава
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статье 36 (пункт 8)" имеется в виду "статье 36 (пункт 6)"
В соответствии со статьями 4 (пункт 3.1) и 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд по запросам Уполномоченного по правам человека Свердловской области рассматривает дела о соответствии Уставу Свердловской области законов Свердловской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьями 4 (пункт 3.1)" имеется в виду "статьями 4 (подпункт 1 пункт 3)"
2. Из запроса следует, что Уполномоченный по правам человека Свердловской области не подвергает сомнению легитимность статьи 22 Областного закона "О предоставлении жилища в Свердловской области" в отношении предусмотренных в ней категорий граждан, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, а ссылается на то, что ею в нарушение федерального жилищного законодательства одинокие матери, не включенные в указанный льготный перечень граждан, обеспечиваются жильем по месту жительства и работы в порядке общей очереди.
Таким образом, перед Уставным Судом по существу поставлен вопрос не о проверке соответствия этой правовой нормы Уставу Свердловской области, а о ее необоснованном применении органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами на территории Свердловской области в отношении одиноких матерей при их постановке на учет для предоставления жилья в порядке общей очереди, а не в соответствии с льготой, предусмотренной статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и Свердловской области. По предметам совместного ведения Свердловская область принимает законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами по предметам совместного ведения (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации, статьи 24, 63 Устава Свердловской области).
Из данных положений Конституции Российской Федерации и Устава Свердловской области следует, что жилищные отношения регулируются законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Выбор федерального или областного законодательства в правоприменительной деятельности (практике) по этим правоотношениям в конкретных случаях (по конкретным делам) является прерогативой судов общей юрисдикции и иных органов и не относится к ведению Уставного Суда Свердловской области, который при осуществлении уставного судопроизводства решает дела исключительно по вопросам права только по предмету, указанному в обращении, воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию иных органов или федеральных судов, юрисдикция которых распространяется на территорию Свердловской области либо на соответствующую категорию дел (статьи 5, 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области").
В случае нарушения со ссылкой на статью 22 Областного закона "О предоставлении жилища в Свердловской области" органами местного самоуправления муниципальных образований, на предприятиях, в организациях, учреждениях жилищных интересов одиноких матерей при постановке их на учет для предоставления жилого помещения вопрос о восстановлении нарушенных прав граждан этой категории в каждом конкретном случае может быть рассмотрен в соответствии со статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации согласно установленной подсудности городским (районным) судом по месту жительства заявителя на основании Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", либо в исковом порядке.
Решение вопросов, связанных с изменением (дополнением) законов Свердловской области, Уставному Суду Свердловской области также неподведомственно (статья 4 вышеназванного Областного закона) и относится к компетенции Законодательного Собрания Свердловской области (статьи 29, 31 Устава Свердловской области).
В соответствии со статьей 44 (пункт 1.2) Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, если неподведомственность дела Уставному Суду выявилась судьей (судьями) в ходе предварительного изучения обращения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьей 44 (пункт 1.2)" имеется в виду "статьей 44 (подпункт 2 пункта 1)"
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 4, 70 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению данного запроса Уполномоченного по правам человека Свердловской области ввиду неподведомственности поставленных в нем вопросов Уставному Суду Свердловской области.
2. Определение Уставного Суда по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить для сведения Уполномоченному по правам человека Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Свердловской области от 7 марта 2000 г. "Об отказе в принятии обращения к рассмотрению"
Текст определения опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008". Том 7