Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 июля 2010 г. N Ф09-5481/10-С2 по делу N А60-45269/2009-С12
Дело N А60-45269/2009-С12
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2010 по делу N А60-45269/2009-С12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 пo тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Минфина России -Хужукаева Н.А. (доверенность от 02.02.2010 N 649).
Представители Администрации Березовского городского округа (далее -администрация), Управления федерального казначейства по Свердловской области (далее - управление), Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Министерство регионального развития), Финансового управления в Березовском городском округе, Правительства Свердловской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с управления, Министерства регионального развития и Минфина России убытков в сумме 3 439 684 руб., связанных с реализацией положений Закона Российской Федерации от 15.01.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как 15 мая 1991 г.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Финансовое управление в Березовском городском округе, Правительство Свердловской области.
Решением суда от 01.02.2010 (судья Кудинова Ю.В.) взыскано с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу администрации убытки в сумме 3 439 684 руб. В удовлетворении исковых требований к управлению и Министерству регионального развития отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 (судьи Мещерякова Т.И., Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что факт предоставления льготы, указанной в Законе N 1244-1, а также размер убытков, возникших у истца, подтвержден имеющимися в материалах дела документами, а Минфином России не предоставлено доказательств выделения в достаточном объеме денежных средств для обеспечения положений названного закона.
В кассационной жалобе Минфин России просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик указывает на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.1995 N 511 одобрена целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995-1997 г., действие которой было продлено до 2001 г., а впоследствии утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящая в состав целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы", государственным заказчиком которой являлось Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, денежные средства, выделенные на реализацию данной программы, в 2002-2005 г. закреплялись за Министерством по чрезвычайным ситуациям. В дальнейшем в связи с внесением изменений в Закон N 1244-1 постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 866 определено, что основной формой обеспечения граждан жильем являлось предоставление субсидий на приобретение жилья и данные функции должно осуществлять Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме того, в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865, закреплено, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан осуществляются в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в качестве заказчика выступает Министерство регионального развития Российской Федерации. Распределение денежных средств по мероприятиям по обеспечению жильем отдельных категорий граждан между государственными заказчиками осуществляло Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое было впоследствии упразднено, а его функции переданы Министерству регионального развития. Таким образом, по мнению Минфина России, взыскание указанной суммы убытков должно осуществляться с Министерства регионального развития.
Из материалов дела следует, что решением Березовского городского суда от 25.08.2004 удовлетворены исковые требования Литвиненко В.Д., являющегося участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и членов его семьи, на администрацию возложена обязанность предоставить ему и членам его семьи благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 76 кв. м., на условиях социального найма, за счет средств федерального бюджета, направляемых из Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Правительство Свердловской области.
Определением Березовского городского суда от 16.04.2009 изменен способ исполнения решения Березовского городского суда от 25.08.2004, с администрации в пользу Литвиненко В.Д. и членов его семьи взысканы денежные средства в сумме 3 439 684 руб. для приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 76 кв.м. в черте г. Березовского.
Указанная сумма администрацией выплачена Литвиненко В.Д., что подтверждается платежными поручениями от 10.07.2009 N 1017 и от 10.09.2009 N 1358.
Полагая, что осуществление указанной выплаты за счет средств бюджета муниципального образования Березовского городского округа повлекло причинение ей убытков, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Обязанность обеспечить жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и финансирование этих расходов за счет федерального бюджета установлена Законом N 1244-1.
Статьей 3 Закона N 1244-1 предусмотрено, что гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленные законом денежные и другие материальные компенсации и льготы, гарантируются государством.
Согласно ст. 5 Закона N 1244-1 возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется в пределах средств, предусмотренных для этих целей в федеральном бюджете на соответствующий год.
В силу ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по компенсации расходов на реализацию установленных законом льгот, является непосредственно публично-правовое Збразование.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что выделенные федеральным бюджетом денежные средства не покрывают понесенные администрацией убытки от финансирования обязанности по обеспечению жильем участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Российская Федерация, законодательно установив льготы по обеспечению участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС жилой площадью, приняла на себя обязательство по обеспечению расходов по их предоставлению за счет средств федерального бюджета. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов в данном случае обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Законе N 1244-1 лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Финансовым органом, уполномоченным выступать от имени казны Российской Федерации, является Минфин России.
Принимая во внимание то, что факт выплаты администрацией денежных средств Литвиненко В.Д. подтверждается материалами дела, указанные расходы в силу вышеуказанных норм являются для истца убытками, суды пришли к верному выводу о взыскании названной суммы с Минфина России и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Судами обоснованно отклонена ссылка Минфина России на то, что при рассмотрении настоящего спора надлежащим ответчиком по делу является Министерство регионального развития, как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения, не допущено нарушений норм процессуального права, а также дана оценка всем доводам, приведенным ответчиком по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, ответчик повторяет все то, на что ссылался ранее и это отражено в принятых судебных актах.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2010 по делу N А60-45269/2009-С12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по компенсации расходов на реализацию установленных законом льгот, является непосредственно публично-правовое Збразование.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
...
Российская Федерация, законодательно установив льготы по обеспечению участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС жилой площадью, приняла на себя обязательство по обеспечению расходов по их предоставлению за счет средств федерального бюджета. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов в данном случае обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Законе N 1244-1 лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 июля 2010 г. N Ф09-5481/10-С2 по делу N А60-45269/2009-С12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника