Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 июля 2010 г. N Ф09-5050/10-С6 по делу N А71-18513/2009
Дело N А71-18513/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2011 г. N Ф09-5050/10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Столярова А.А., Купреенкова В.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Ижевска "Ижевские электрические сети" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.03.2010 по делу N А71-18513/2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предприятия - Черепанов А.Ю. (доверенность от 04.02.2010 N 12/15).
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (далее - управление службы исполнения наказаний) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к администрации г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений (далее - управление имущественных отношений), предприятию с иском о признании права федеральной собственности и права оперативного управления на трансформаторную подстанцию ТП-272; о признании недействительным права хозяйственного ведения предприятия на названную трансформаторную подстанцию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее -территориальное управление).
Решением суда от 19.03.2010 (судья Абуязидова Г.А.) требования удовлетворены. Право хозяйственного ведения предприятия на трансформаторную подстанцию ТП-272, литера А2, площадью 40,3 кв. м, входящую в электросетевой комплекс подстанций и линий от ТП-497, расположенную по адресу: г. Ижевск, ул. Маркина, д. 142Т, признано недействительным. Признано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления управления службы исполнения наказаний на названный объект недвижимости.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе предприятие просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), Положения об определении пообъектного состава федеральной собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп (далее - Положение от 18.03.1992 N 114-рп), поскольку они приняты после передачи спорного объекта на баланс Удмуртэнерго в 1986 году. Заявитель также ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела. Как указывает заявитель, суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что спорное имущество с момента его создания находится на балансе Удмуртэнерго и использовалось не только для нужд базы МВД (ныне - база управления службы исполнения наказаний), но и города. Заявитель отмечает отсутствие у истца технической и финансовой возможности для эксплуатации спорной подстанции, а также несение предприятием "Ижевские электрические сети" расходов на ее содержание и ремонт. По мнению заявителя, признание права оперативного управления за истцом может привести к затруднениям в эксплуатации подстанции, входящей в комплекс объектов коммунальной энергетики. Кроме того, заявитель считает, что обращение управления службы исполнения наказаний в суд с рассматриваемым иском вызвано желанием истца снять с баланса непрофильный объект, содержание которого является для него затруднительным.
В отзыве на кассационную жалобу управление имущественных отношений поддерживает доводы жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене, жалоба - удовлетворению.
Территориальное управление в отзыве на кассационную жалобу указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом, между Главным управлением исполнения наказаний Минюста России (учредитель) и Управлением исполнения наказаний Минюста России по Удмуртской Республике (ныне - управление службы исполнения наказаний) заключен договор от 31.05.2002 N 70-00 о передаче территориальному органу уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление, в соответствии с которым Управлению исполнения наказаний в оперативное управление передано имущество, состоящее из основных фондов и оборотных средств, а так же иных ценностей, указанных в пообъектных перечнях имущества в приложениях N 1, 2, являющихся неотъемлемой частью договора.
Согласно перечню объектов недвижимости управлению службы исполнения наказаний в оперативное управление передана, в том числе, трансформаторная подстанция, инвентарный номер 1100004, расположенная в г. Ижевске, по ул. Маркина, д. 87а.
Распоряжением территориального управления от 02.06.2006 N 316-р трансформаторная подстанция, 1976 года ввода в эксплуатацию, расположенная по адресу: г. Ижевск, ул. Маркина, д. 87а, включена в реестр федеральной собственности с присвоением реестрового номера 01800064 и закреплена на праве оперативного управления за управлением службы исполнения наказаний.
В соответствии с постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 22.01.1986 N 26 и согласно акту о состоянии электрических сетей по г. Устинову и приложению к акту с баланса "Удмуртэнерго" на баланс "Удмурткоммунэлектро", функции которого с 1993 года осуществляет предприятие "Ижевские электрические сети", переданы объекты энергетики, в том числе здание ТП-272 с инвентарным номером 106428.
На основании решения Комитета по управлению имуществом администрации г. Ижевска N 01-04у/232 от 30.09.1997, в редакции изменений и дополнений, внесенных решением управления имущественных отношений от 10.09.2003 N 01-04у/900, по акту приема-передачи предприятию "Ижевские электрические сети" передана, в том числе, трансформаторная подстанция ТП-272, литера А, площадью 40,3 кв. м, расположенная по адресу: г. Ижевск, ул. Маркина, д. 87аТ (база МВД).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от
25.11.2003 серии 18АА N 472500, на основании перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность, утвержденного решением Ижевского городского Совета народных депутатов от 28.10.1992 N 81, и решения Госкомитета Удмуртской Республики по управлению имуществом от 02.02.1993 N 21-ОБ зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Ижевск в лице управления имущественных отношений на трансформаторную подстанцию N 272, назначение коммуникационное, площадью 40,3 кв. м, инвентарный номер 41276, литера А, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Маркина, д. 87аТ (запись регистрации от 20.11.2003 N 18- 01/21-61/2003-262).
В соответствии с актом передачи в хозяйственное ведение предприятию "Ижевские электрические сети", утвержденным решением управления имущественных отношений от 01.10.2004 N 01-04у/218, трансформаторная подстанция ТП-272 закреплена в составе электросетевого комплекса подстанций и линий от ТП-497, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Маркина, д. 142Т (инвентарный номер 42703).
На основании указанного акта зарегистрировано право хозяйственного ведения предприятия "Ижевские электрические сети" на электросетевой комплекс подстанций и линий от ТП-497, общей протяженностью 7,462 км, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2004 серии 18 АА N 614733, запись о регистрации от 30.11.2004 N 18- 01/26-89/2004-158.
Управление службы исполнения наказаний, ссылаясь на то, что трансформаторная подстанция ТП-272 является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении управления службы исполнения наказаний на основании договора от 31.05.2002, в связи с чем управление имущественных отношений неправомерно распорядилось данным имуществом, передав его в хозяйственное ведение предприятия "Ижевские электрические сети", обратилось с соответствующим иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исходил из того, что согласно п. 2 раздела 2 приложения N 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета Российской Федерации, включено в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. Поскольку на момент принятия решения Госкомитета Удмуртской Республики по управлению имуществом от 02.02.1993 N 21-ОБ, решения Ижевского городского Совета народных депутатов от 28.10.1992 N 81 действовали постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Положение от 18.03.1992 N 114-рп, суд пришел к выводу о том, что трансформаторная подстанция ТП-272 является исключительно федеральной собственностью и ее передача в иную собственность запрещена. На основании ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" и договора от 31.05.2002 N 70-00 о передаче территориальному органу уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление суд признал за управлением службы исполнения наказаний право оперативного управления на трансформаторную подстанцию ТП-272, расположенную по адресу: г. Ижевск, ул. Маркина, д. 87а.
Судом не приняты ссылки заявителей на пропуск срока исковой давности по заявленным требованиям. Как указал суд, в соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требование о признании права федеральной собственности срок исковой давности не распространяется.
Вместе с тем судом не принято во внимание следующее.
Согласно п. 2 раздела 2 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам, являющимся исключительно к федеральной собственности, отнесено имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета Российской Федерации.
В силу приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в число которых входят: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Из указанных норм следует, что при определении принадлежности объектов государственной собственности соответствующим субъектам на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 принимаются во внимание назначение данных объектов, обстоятельства их создания и последующего использования, содержания.
Как указывает предприятие "Ижевские электрические сети" (л. д. 62), по акту технического состояния коммунальных электрических сетей по г. Устинову от 1986 года, спорная трансформаторная подстанция ТП-272, введенная в эксплуатацию в 1976 году передана с баланса производственного объединения "Удмуртэнерго" на баланс производственного объединения
"Удмурткоммунэлектро" в составе коммунальных электросетей г. Устинова (л. д. 40-43). В последующем в соответствии с решением Комитета по управлению имуществом администрации г. Ижевска N 01-04у/232 от 30.09.1997 трансформаторная подстанция ТП-272 передана предприятию "Ижевские электрические сети" в хозяйственное ведение и на основании акта передачи, утвержденного решением управления имущественных отношений от 01.10.2004 N 01-04у/1218, закреплена за ним в составе электросетевого комплекса подстанций и линий от ТП-497, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Маркова, д. 142Т.
Вместе с тем, суд первой инстанции, указывая на то, что спорное имущество числится на балансе управления службы исполнения наказаний, финансируемого из бюджета Российской Федерации, и находится на территории базы управления службы исполнения наказаний, где также имеются склады и здание холодильника, не дал оценку доводам ответчика, приведенным в обоснование включения спорной трансформаторной подстанции до вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в систему электросетевого комплекса г. Ижевска, находящегося на обслуживании лица, чьи функции выполняет предприятие "Ижевские электрические сети".
Делая вывод о несоответствии решения Госкомитета Удмуртской Республики по управлению имуществом от 02.02.1993 N 21-ОБ и решения Ижевского городского Совета народных депутатов от 28.10.1992 N 81 постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и Положению от 18.03.1992 N 114-рп, которыми установлен запрет на передачу в муниципальную собственность объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, суд не исследовал содержание названных решений, являющихся основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорную подстанцию и отсутствующих в материалах дела, и не установил основания принятия названных актов.
Кроме того, суд не дал оценку ссылкам предприятия "Ижевские электрические сети" на то, что на момент подписания договора от 31.05.2002 N 70-00 о передаче истцу в оперативное управление трансформаторной подстанции спорное имущество уже было учтено в составе муниципальной собственности и закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием "Ижевские электрические сети" на основании решения Комитета по управлению имуществом администрации г. Ижевска от 30.09.1997 N 01-04у/232.
Между тем при рассмотрении настоящего спора о праве суду необходимо было исследовать правовые и фактические основания включения спорного объекта в состав муниципальной собственности и передачи его в хозяйственное ведение предприятия "Ижевские электрические сети".
Поскольку названные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора, судом не установлены, решение суда первой инстанции подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать доказательства по делу, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установить имеющие значение для дела обстоятельства и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.03.2010 по делу N А71-18513/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
""Удмурткоммунэлектро" в составе коммунальных электросетей г. Устинова (л. д. 40-43). В последующем в соответствии с решением Комитета по управлению имуществом администрации г. Ижевска N 01-04у/232 от 30.09.1997 трансформаторная подстанция ТП-272 передана предприятию "Ижевские электрические сети" в хозяйственное ведение и на основании акта передачи, утвержденного решением управления имущественных отношений от 01.10.2004 N 01-04у/1218, закреплена за ним в составе электросетевого комплекса подстанций и линий от ТП-497, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Маркова, д. 142Т.
Вместе с тем, суд первой инстанции, указывая на то, что спорное имущество числится на балансе управления службы исполнения наказаний, финансируемого из бюджета Российской Федерации, и находится на территории базы управления службы исполнения наказаний, где также имеются склады и здание холодильника, не дал оценку доводам ответчика, приведенным в обоснование включения спорной трансформаторной подстанции до вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в систему электросетевого комплекса г. Ижевска, находящегося на обслуживании лица, чьи функции выполняет предприятие "Ижевские электрические сети".
Делая вывод о несоответствии решения Госкомитета Удмуртской Республики по управлению имуществом от 02.02.1993 N 21-ОБ и решения Ижевского городского Совета народных депутатов от 28.10.1992 N 81 постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и Положению от 18.03.1992 N 114-рп, которыми установлен запрет на передачу в муниципальную собственность объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, суд не исследовал содержание названных решений, являющихся основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорную подстанцию и отсутствующих в материалах дела, и не установил основания принятия названных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2010 г. N Ф09-5050/10-С6 по делу N А71-18513/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника