Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 июля 2010 г. N Ф09-5653/10-С4 по делу N А50-41442/2009
Дело N А50-41442/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Азанова П.А., судей Дядченко Л.В., Крюкова А.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке Пермского края (далее - инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2010 по делу N А50-41442/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Никитина Е.М. (доверенность от 12.01.2010).
Представители муниципального общеобразовательного учреждения "Нижнелуховская средняя общеобразовательная школа" (далее - Нижнелуховская средняя школа), надлежащим образом извещенного судом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Нижнелуховская средняя школа обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом его уточнения) о признании незаконным решения регистрирующего органа от 03.11.2009 об отказе в государственной регистрации и об обязании последнего устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решением суда от 11.02.2010 (судья Тюрикова Г.А.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано незаконным, на регистрирующий орган возложена обязанность устранить нарушение прав Нижнелуховской средней школы.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 (судьи Грибиниченко О.Г., Васева Е.Е., Мещерякова Т.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Обжалуя судебные акты, заявитель жалобы указывает на то, что оспариваемое решение от 03.11.2009 принято регистрирующим органом правомерно, поскольку изменение статуса образовательного учреждения не является его реорганизацией в форме преобразования.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.09.2002 регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр) внесена запись о Нижнелуховской средней школе, как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 (государственный регистрационный номер 1025901794380).
Земским собранием Добрянского муниципального района Пермского края 14.08.2009 принято решение N 836 о реорганизации Нижнелуховской средней школы путем изменения ее статуса в муниципальное образовательное учреждение "Нижнелуховская основная общеобразовательная школа" (далее - Нижнелуховская основная школа).
Во исполнение данного решения главой администрации Добрянского муниципального района Пермского края 25.08.2009 принято постановление N 966 "О реорганизации Нижнелуховской средней школы".
23.10.2009 Нижнелуховская средняя школа направила по почте в регистрирующий орган заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации с приложением соответствующих документов.
Названное заявление-уведомление с приложенными к нему документами получено инспекцией 27.10.2009.
Решением от 03.11.2009 регистрирующим органом отказано в государственной регистрации (внесении в реестр записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации) в связи с тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации. По мнению инспекции, поскольку организационно-правовая форма и статус Нижнелуховской основной школой сохранены, то принятое Земским собранием Добрянского муниципального района решение о реорганизации Нижнелуховской средней школы путем изменения ее статуса "нельзя признать реорганизацией в форме преобразования".
Считая данное решение инспекции незаконным, Нижнелуховская средняя школа обжаловала его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций, сделав вывод о том, что изменение статуса Нижнелуховской средней школы является реорганизацией в форме преобразования, указали на отсутствие у инспекции правовых оснований для вынесения решения об отказе в государственной регистрации.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1, 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Общеобразовательным учреждением является учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, то есть реализующее только программы общего образования (подп. 2 п. 4 ст. 12 того же Закона).
Пунктом 6 ст. 12 Закона об образовании установлено, что государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
В силу п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 31 Закона об образовании создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
По смыслу ст. 34 названного Закона под реорганизацией образовательного учреждения понимается в том числе изменение его статуса.
Согласно п. 3.3 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений Добрянского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Добрянского муниципального района от 07.11.2007 N 451, реорганизация муниципального образовательного учреждения может осуществляться в форме преобразования муниципального образовательного учреждения в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в соответствии с действующим законодательством либо изменения статуса (типа, вида, категории) муниципального образовательного учреждения.
Как видно из материалов дела, Земским собранием Добрянского муниципального района 14.08.2009 принято решение N 836 о реорганизации Нижнелуховской средней школы путем изменения ее статуса, а именно изменения вида общеобразовательного учреждения со "среднего общего" на "основное общее".
Следовательно, исходя из изложенного, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что изменение статуса (вида) Нижнелуховской средней школы является реорганизацией в форме преобразования.
Пунктом 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) установлено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов (если такая форма обязательна) или подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации (п. 1 ст. 23 Закона о регистрации).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о регистрации не предусмотрено, приведенный в ст. 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку Нижнелуховской средней школой в надлежащий регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные п. 1 ст. 13.1 Закона о регистрации, суды обеих инстанций, сделав вывод об отсутствии у инспекции оснований для отказа в государственной регистрации, обоснованно признали оспариваемое решение регистрирующего органа незаконным и возложили на него обязанность устранить нарушение прав Нижнелуховской средней школы.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы как основанные на неправильном толковании норм права, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения поданной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2010 по делу N А50-41442/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Добрянке Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов (если такая форма обязательна) или подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации (п. 1 ст. 23 Закона о регистрации).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о регистрации не предусмотрено, приведенный в ст. 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку Нижнелуховской средней школой в надлежащий регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные п. 1 ст. 13.1 Закона о регистрации, суды обеих инстанций, сделав вывод об отсутствии у инспекции оснований для отказа в государственной регистрации, обоснованно признали оспариваемое решение регистрирующего органа незаконным и возложили на него обязанность устранить нарушение прав Нижнелуховской средней школы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2010 г. N Ф09-5653/10-С4 по делу N А50-41442/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника