Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 апреля 2009 г. N Ф09-1781/09-С3
Дело N А47-4761/2008АК-22
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г., судей Дубровского В.И., Жаворонкова Д.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.10.2008 по делу N А47-4761/2008АК-22.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Оренбургская теплогенерирующая компания" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании частично недействительным требования инспекции от 03.06.2008 N 15-13/016628.
Решением суда от 30.10.2008 (резолютивная часть от 28.10.2008; судья Лазебная Г.Н.) требования общества удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование доводов, изложенных в жалобе, налоговый орган указывает на то, что ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не устанавливает конкретный перечень документов, истребуемых налоговым органом у налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки.
Инспекция полагает, что документы, истребованные по оспариваемому требованию, необходимы для уточнения обстоятельств, связанных с обнаруженными в ходе выездной налоговой проверки нарушениями и получение налоговым органом дополнительных сведений, необходимых для принятия обоснованного решения по ее результатам.
Инспекция считает, что указанные в требовании документы конкретизированы путем указания на номера договоров, в рамках которых они были составлены.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией в рамках выездной налоговой проверки в адрес общества направлено требование от 03.06.2008 N 15-13/016628 о предоставлении документов.
Общество, полагая, что инспекция неправомерно истребовала по разделу II (Оренбургские тепловые сети) требования: доверенности формы М-2, выданные подрядчиками на получение материалов у общества для выполнения работ по договорам подряда; отчеты подрядчиков об израсходованных материалах; акты возврата неиспользованных материалов; накладные на отпуск материалов на строну по форме М-15 (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); приходные ордера ФМ-4 (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); иные документы, которые использовались заказчиком для оформления операций по перемещению материалов (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); по разделу III (Сакмарская ТЭЦ) требования: доверенности формы М-2, выданные подрядчиками на получение материалов у общества для выполнения работ по договорам подряда; отчеты подрядчиков об израсходованных материалах; акты возврата неиспользованных материалов; накладные на отпуск материалов на строну по форме М-15 (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); приходные ордера ФМ-4 (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); иные документы, которые использовались заказчиком для оформления операций по перемещению материалов (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); по разделу IV (Каргалинская ТЭЦ) требования: доверенности формы М-2, выданные подрядчиками на получение материалов у общества для выполнения работ по договорам подряда; отчеты подрядчиков об израсходованных материалах; акты возврата неиспользованных материалов; накладные на отпуск материалов на строну по ф. М-15 (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); приходные ордера ФМ-4 (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); иные документы, которые использовались заказчиком для оформления операций по перемещению материалов (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); по разделу V (Орская ТЭЦ-1) требования: протоколы заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 31.12.2004 N 790/ЭР, от 31.12.2004 N 811/ЭР, от 31.12.2004 N 812, от 26.01.2005 N 895/ЭР, от 26.01.2005 N 855; акты на списание материалов; доверенности формы М-2, выданные подрядчиками на получение материалов у общества для выполнения работ по договорам подряда; отчеты подрядчиков об израсходованных материалах; акты возврата неиспользованных материалов; накладные на отпуск материалов на сторону по форме М-15 (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); приходные ордера ФМ-4 (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); иные документы, которые использовались заказчиком для оформления операций по перемещению материалов (по материалам, переданным подрядчикам для выполнения работ по договорам подряда); по разделу IV требования: протоколы заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 06.05.2006 N 218 и от 02.05.2006 N 207; протокол от 18.04.2006 N 145; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 18.05.2006 N 241; протоколы заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 02.05.2006 N 206; протоколы заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 24.04.2006 N 163; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 03.05.2006 N 209; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 27.04.2006 N 190; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 06.05.2006 N 217; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от26.04.2006 N 178; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 18.05.2006 N 240; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 06.04.2006 N 119; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 18.05.2006 N 246; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 18.05.2006 N 242; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 14.06.2006 N 286; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 27.06.2006 N 308; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 01.06.2006 N 279; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 06.04.2006 N 111; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 29.12.2005 N 122; протоколы заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества; акт приема-передачи площадок для производства работ и складирования материалов и оборудования; отчет технического надзора за выполнением работ; первичные документы, подтверждающие оплату выполненных работ и иные документы (если проводились взаимозачеты, то к соглашениям приложить договоры, счетафактуры, акты приема-передачи, которые послужили основанием взаимозачета, если оплата векселями, то акты приема-передачи векселей и другие документы); документы, подтверждающие оплату; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 18.05.2006 N 247; показания узлов учета тепловой энергии и теплоносителя (помесячно); ежемесячные отчеты о фактической величине потребления тепловой энергии и теплоносителя; двухсторонние акты о неисправности узлов учета тепловой энергии и теплоносителя; расчет объема наружных тепловых сетей и внутренней системы теплопотребления, согласованный с энергоснабжающей организацией, или определенные энергоснабжающей организацией объемы тепловых сетей и подключенных к ним систем теплопотребления, а также норматив качества теплоносителя; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 07.12.2005 N 96; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 02.02.2006 N 8; переписка с обществом за период с 01.07.2005 по 31.12.2006; документы, подтверждающие ведение учета потребляемой тепловой энергии и теплоносителя; извещения, направленные обществом и товариществом собственников жилья "Гамма" о выявленных случаях неисправности приборов учета; трехсторонние акты, составленные в случае выявления неисправности приборов учета; отчет о фактической величине теплопотребления (ежемесячно); протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 20.11.2006 N 48/2; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 29.12.2005 N 116; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 02.02.2006 N 11; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 25.04.2006 N 174; протокол заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса общества от 27.04.2006 N 185; протоколы заседания конкурсной комиссии от 17.02.2006 N 49, от 06.04.2006 109, от 30.12.2005 N 146, от 12.04.2006 N 133, от 05.09.2006 N 212; протоколы заседания конкурсной комиссии от 21.12.2005 N 105, от 18.05.2006 N 237, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что оспариваемое требование инспекции не содержит конкретного наименования, дат, номеров запрашиваемых документов, указания на период, за который запрашивается документ, их количество, в связи с чем, налогоплательщик не имел возможности определить какие именно документы необходимо представить для проверки; налоговым органом истребованы документы, которые не имеют прямого отношения к предмету проводимой проверки.
Согласно п. 1 ст. 87 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В силу ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что требование инспекции о предоставлении документов от 03.06.2008 N 15-13/016628 в оспариваемой части не содержит указаний на конкретное наименование документов, их количество, дат, номеров запрашиваемых документов, период, за который истребованы документы, тематики (отраслей, направлений), в связи с чем сделал вывод о том, что инспекция запросила документы, которые не имеют отношения к налоговой проверке, а также о том, что налогоплательщик был лишен возможности представить запрошенные документы.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал требование инспекции от 03.06.2008 N 15-13/016628 в оспариваемой части недействительным.
Основания для переоценки выводов суда, а также установленных им фактических обстоятельств и доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.10.2008 по делу N А47-4761/2008 АК-22 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
По мнению налогового органа, в требовании о представлении налогоплательщиком документов достаточно указания на номера договоров, в рамках которых составлены запрашиваемые документы.
По мнению суда, данная позиция налогового органа не основана на нормах налогового законодательства.
Суд установил, что требование налогового органа о предоставлении документов не содержит указаний на конкретное наименование документов, их количество, дат, номеров запрашиваемых документов, период, за который истребованы документы, тематики (отраслей, направлений).
Суд сделал вывод о том, что налоговый орган запросил документы, которые не имеют отношения к налоговой проверке, а также о том, что налогоплательщик был лишен возможности представить запрошенные документы.
При таких обстоятельствах суд признал требование налогового органа в данной части недействительным.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2009 г. N Ф09-1781/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника