Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 апреля 2009 г. N Ф09-1895/09-С2
Дело N А50П-1047/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Татариновой И.А., Юртаевой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу отделения по Юсьвенскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - казначейство) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу N А50П-1047/2008 Арбитражного суда Пермского края - постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Пенсионного фонда по Юсьвинскому району по Пермскому краю (далее - управление) - Епанов А.Г. (доверенность от 16.01.2009 N 1).
Представители казначейства и третьего лица - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" (далее - школа), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края - постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре с заявлением о признании незаконными действий казначейства, выразившихся в отказе исполнения постановления о взыскании задолженности по страховым взносам (далее - страховые взносы) на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафа от 31.08.2008 N 14.
Решением суда от 18.11.2008 (судья Дерябина И.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что действия казначейства, выразившиеся в возвращении без исполнения постановления пенсионного фонда, являются правомерными.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 (судьи Борзенкова И.В., Богданова Р.А., Голубцов В.Г.) решение суда отменено. Признаны незаконными действия казначейства, выразившиеся в отказе в принятии и исполнении постановления пенсионного фонда о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам от 31.01.2008 N 14. Суд обязал его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов пенсионного фонда.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал на то, что казначейство не произвело действий по установлению главного распорядителя соответствующих средств местного бюджета, а возвратило исполнительный лист пенсионному фонду по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи с чем его действия являются незаконными.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, казначейство просит постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 166.1, 239, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказов Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н "Об утверждении административного регламента исполнения федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений", от 26.09.2007 N 5н "О порядке ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств". По мнению казначейства, постановление управления не подлежит исполнению, так как оно не входит в перечень исполнительных документов, предусмотренных гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и, кроме того, у школы не был открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не нашел.
Из материалов дела следует, что пенсионным фондом вынесено постановление от 31.01.2008 N 14 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с должника и направлено для исполнения в службу судебных приставов-исполнителей.
В связи с отсутствием в учреждениях банка или иных кредитных учреждениях счетов у должника, 26.05.2008 исполнительное производство окончено и исполнительный документ (постановление) возвращен в пенсионный фонд.
Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов направлено пенсионным фондом 02.07.2008 в казначейство.
Казначейство 07.07.2007 возвратило данное постановление без исполнения, указав в качестве причины неисполнения - отсутствие у школы открытых лицевых счетов, а также то, что принятие исполнительных документов, выдаваемых в соответствие со ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), органами федерального казначейства не допустимо.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч руб., в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч руб., осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения названных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 данного Закона.
В соответствии с п. 5 ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном законом об исполнительном производстве.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч руб.) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно- правовой формы собственности. Названный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном п. 3 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (с учетом того, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, у страхователя отсутствуют счета в банках и кредитных организациях, следовательно, возвращенный судебным приставом-исполнителем документ правильно направлен для исполнения в казначейство.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что финансирование деятельности школы в соответствии с ее сметой доходов и расходов осуществляется через единый лицевой счет, открытый в казначействе. Ведение бюджетного учета осуществляет учреждение, которое производит все расходные бюджетные операции за школу. Казначейство как орган, осуществляющий кассовое исполнение местного бюджета, санкционирует и производит непосредственно расходные бюджетные операции школы на основании платежных документов учреждения.
С учетом указанных обстоятельств, а также того, что перечень оснований для возврата исполнительных документов, установленный п. 3, 3.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим, отсутствие непосредственно у школы лицевого счета в казначействе не может являться законным основанием для возврата постановления управления.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал оспариваемые действия казначейства, создающие препятствия для осуществления полномочий управления по взысканию недоимки и пеней, незаконными.
Довод казначейства о том, что постановление управления не является исполнительным документом, на основании которого производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судами правомерно признан несостоятельным как противоречащий требованиям законодательства.
Казначейство, осведомленное о наличии бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета и не имеющих открытых лицевых счетов получателя средств федерального бюджета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, санкционирующее осуществление расходных бюджетных операций с учетом бюджетной подведомственности таких учреждений, имело возможность принять и исполнить постановление управления, поскольку располагало не только ведомственной структурой расходов районного бюджета на соответствующий финансовый год, но и перечнями распорядителей средств районного бюджета и бюджетных учреждений с указанием их подведомственности.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу N А50П-1047/2008 Арбитражного суда Пермского края - постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре оставить без изменения, кассационную жалобу отделения по Юсьвенскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и подтверждается материалами дела, у страхователя отсутствуют счета в банках и кредитных организациях, следовательно, возвращенный судебным приставом-исполнителем документ правильно направлен для исполнения в казначейство.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что финансирование деятельности школы в соответствии с ее сметой доходов и расходов осуществляется через единый лицевой счет, открытый в казначействе. Ведение бюджетного учета осуществляет учреждение, которое производит все расходные бюджетные операции за школу. Казначейство как орган, осуществляющий кассовое исполнение местного бюджета, санкционирует и производит непосредственно расходные бюджетные операции школы на основании платежных документов учреждения.
С учетом указанных обстоятельств, а также того, что перечень оснований для возврата исполнительных документов, установленный п. 3, 3.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим, отсутствие непосредственно у школы лицевого счета в казначействе не может являться законным основанием для возврата постановления управления.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу N А50П-1047/2008 Арбитражного суда Пермского края - постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре оставить без изменения, кассационную жалобу отделения по Юсьвенскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2009 г. N Ф09-1895/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника