Понятие и значение административных процедур
Понятие административных процедур практически не встречается в современной учебной литературе по административному праву. Во многих работах данный вид деятельности, конечно, не обходится стороной, но рассматривается однобоко либо в связи с иными видами производств. Между тем, вопрос о постоянной деятельности публичной администрации всегда имел и будет иметь актуальность в практической реализации функций по государственному управлению. Собственно, он доказан мировой практикой, когда стало ясно, что недопустимо в правовом государстве "отдавать на откуп ведомствам регламентацию столь важных вопросов, как правила принятия административно-правовых актов, правила совершения распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений, предписаний, контрольно-надзорных, регистрационных, координационных и иных полномочий" (1).
В настоящей статье автор попытается доказать актуальность изучения административных процедур и предложит наиболее адекватные варианты определения исследуемого явления.
Наиболее распространено мнение о том, что административные процедуры - это "установленные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленные на разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересов граждан и организаций" (2). То есть административные процедуры направлены на реализацию организующих, творческих задач государственного управления (3). Но они всегда существуют в связи с необходимостью упорядочить получение уже гарантированных и реально существующих благ.
Из этого определения следует, что административные процедуры связаны с рассмотрением дел текущего, ординарного характера. Иначе говоря, если административный процесс связан с управленческой деятельностью, когда в ходе нее (деятельности) применяются отношения предмета административного права: права властного субъекта опосредуются обязанностями подчиненного, а у последнего есть средства защиты от неправомерного действия. Следовательно, если принимать упомянутое выше определение как эталон, то административные процедуры связаны с опосредованием законных действий, введением их в жизнь, это своеобразная "дорога", в конце которой и находится соответствующее решение. Здесь важно не путать административную процедуру с иными видами процессуальной деятельности. Разграничим исследуемое понятие, воспользовавшись вышеупомянутым сравнением: если административная процедура - это своеобразная "дорога", то на ней возможны какие-либо препятствия. Необходим механизм обхода этих препятствий, то есть другие виды административного процесса. Они тоже связаны с управленческой деятельностью, но обусловлены другими функциями. Если административная процедура создана, чтобы реализовать уже существующее право человека в сфере государственного управления, то другие виды деятельности созданы, чтобы доказать это право, создать его или наказать за несоблюдение прав других (иначе - за несоблюдение собственных обязанностей). Однако в ходе этой деятельности также возникают процедурные отношения: до начала правотворческого или юрисдикционного производства необходимо совершить действия, целью которых является обеспечение возможности дальнейшей деятельности иных видов административных производств. Такое мнение, на взгляд автора, логично: ведь всякая защита есть реализация права, то есть административные процедуры здесь существуют, но лишь до момента, пока не вступает в силу другая форма административно-процессуальной деятельности. Административные процедуры опосредуют отношения до того момента, пока не начинается механизм другого процесса (другая цель), то есть его "основная деятельность". В данном случае административная процедура послужила гражданину или уполномоченному субъекту получить, то есть обеспечить свое право на рассмотрение дела (4).
Административные процедуры оправдали себя и в теоретическом, и прикладном смысле. Во-первых, они возникают объективно, поскольку при их отсутствии ставится под сомнение реализация права. Во-вторых, административная процедура как самостоятельный элемент процессуальной деятельности (5) доказала именно свою самостоятельность и при этом общее начало (единство государственной власти в решении задач государственного управления) независимо от вида и формы деятельности государственного органа. Действительно, если принять за правильное обратное утверждение, то это бы означало, с одной стороны, вмешательство одной власти в другую и их возможность оказывать влияние на соответствующую основную деятельность. С другой стороны, это бы позволило одной власти диктовать условия, при которой бы действовали иные производства, что ставит под сомнение их эффективность. В-третьих, административная процедура как ординарная деятельность государственного органа заслуживает внимание в связи с необходимостью беспрерывного государственного управления (быстрого и четкого разрешения дел, чтобы исключить возможность внутриорганизационных и внешних нестабильных настроений). А значит, требуется дополнительное изучение этого явления с тем, чтобы административная процедура стала проще, но при этом не допускала неоправданных, то есть незаконных действий по реализации права, что ухудшает эффективность государственного управления. В-четвертых, административная процедура служит ограничителем конфликтов в связи с существованием упорядоченной процедуры, которая "отсекает" давление со стороны властных субъектов, отмечает право субъектов.
Таким образом, административная процедура сегодня - одна из важнейших составляющих не только административного процесса, но и государственного управления в целом. Совершенствование административных процедур позволяет улучшить деятельность государственных органов и позволяет иным субъектам в скорейшие сроки реализовать свое право.
Каримов Д.А.,
аспирант кафедры
административного права УрГЮА
1 Шафхаузер Р., Экштайн К., Вершинин С. Как упорядочить отношения гражданина и чиновника? Административные процедуры на примере законодательства Швейцарии. - М.: "Издательство ЭКОМ", 2000. С. 7.
2 Административное право России: курс лекций/под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: ТК "Велби", Издательство "Проспект", 2008. С. 505.
3 Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учеб. - М.: Издательство "Зерцало", 2007. С. 364.
4 Однако не стоит путать иные документы, хотя и смежные с административно-процедурными (имеются в виду судебный протокол, решение по делу). Они преследуют другую цель: оформить процессуальную деятельность (в первом случае сам факт, во втором - результат), то есть непосредственно связаны с целями иных видов административных производств.
5 Хотя среди некоторых ученых существует мнение о том, что административная процедура есть непроцессуальная деятельность, вряд ли с таким мнением можно согласиться. В теории права под юридическим процессом понимается порядок деятельности государственных органов, состоящий в воплощении в жизнь юридических решений, все эти признаки и содержит определение административной процедуры. См.: Теория государства и права: Учеб. для вузов/под ред. В.Д. Перевалова. - М.: "Норма", 2004. С. 471.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Понятие и значение административных процедур// Актуальные вопросы публичного права: Материалы VII Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов (24-25 октября 2008 года)/ отв. ред. М. В. Гончаров. - М.: Екатеринбург: Издательский дом "Уральская государственная юридическая академия", 2008
Автор
Каримов Д.А. - главный специалист отдела анализа и обобщения судебной практики Федерального арбитражного суда Уральского округа, аспирант кафедры административного права Уральской государственной юридической академии