Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 3 апреля 2009 г. N А60-8156/2009-С6
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июля 2009 г. N Ф09-5421/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Верх-Исетского района г. Екатеринбурга к негосударственному образовательному учреждению Автошкола "Автовек-XXII" о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Е.С. Зубарева, старший помощник, удостоверение N 162569;
от заинтересованного лица: О.В. Вавилова, представитель, доверенность от 23.03.2009, паспорт 65 02 511572.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права. Отвода суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
Прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга В.А. Чукреев обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении негосударственного образовательного учреждения Автошкола "Автовек-XXII" к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
10.03.2009 прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга совместно с главным специалистом отдела организации лицензирования и государственной аккредитации в образовательной системе Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в соответствии с заданием Прокуратуры г. Екатеринбурга от 17.02.2009 N 170ж-09 проведена проверка соблюдения НОУ Автошкола "Автовек-XXII" законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при осуществлении образовательной деятельности.
НОУ Автошкола "Автовек-XXII" зарегистрировано по адресу: г. Екатеринбург, Широкая речка, ул. Соболева, 21/3-14 и имеет право осуществлять образовательную деятельность согласно приложению к лицензии А N 271397 от 30.05.2008 рег.N 3323 по фактическому адресу: г. Екатеринбург, ул. Надеждинская, 24.
В ходе проверки установлено, что учреждение осуществляет образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств категории "В" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 81, оф. 701, 710, не указанному в приложении к лицензии А N 271397 от 30.05.2008 рег.N 3323, без положительного заключения экспертной лицензионной комиссии о возможности ведения образовательной деятельности, соответствия строительным, санитарным и гигиеническим нормам и правилам в указанных помещениях.
По результатам проверки составлен акт от 10.03.2009, 11.03.2009 прокурором Верх-Исетского района г. Екатеринбурга В.А. Чукреевым в отношении НОУ Автошкола "Автовек-XXII" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем вынесено соответствующее постановление.
Полномочия прокурора на вынесение указанного постановления установлены ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая, что в действиях учреждения содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга В.А. Чукреев обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Под лицензионными требованиями и условиями в силу ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно преамбуле Закона РФ N 3266-1 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Из положений пункта 1 статьи 12 названного Закона образовательный процесс - это реализация одной или нескольких образовательных программ и(или) обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии со ст. 8 данного Закона система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательные учреждения могут быть в том числе негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения), которая выдается уполномоченным органом исполнительной власти (пп. 6, 7 ст. 33 Закона РФ N 3266-1).
Согласно п. 7 ст. 33 Закона "Об образовании" лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.
Из пункта 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, следует, что лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ (п. 9 ст. 33 Закона "Об образовании").
В соответствии с подп. "е" п. 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности для получения лицензии соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
Согласно п. 14 указанного Положения, решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии и оформляется соответствующим документом.
В лицензии указываются:
1) наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;
2) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
3) наименование и место нахождения лицензиата;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) срок действия лицензии.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются:
1) перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
2) квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
3) контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.
При изменении места нахождения лицензиата, других изменениях, не приводящих к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, утрате лицензии лицензиат обязан в недельный срок подать заявление о переоформлении лицензии и представить соответствующие документы, подтверждающие указанные изменения (п. 27 Положения).
Переоформление лицензии производится без проведения экспертизы в срок, не превышающий 20 дней со дня регистрации заявления.
Таким образом, одним из условий лицензии, которое обязан соблюдать лицензиат, является соблюдение контрольных нормативов.
Из лицензии серии А N 271397, выданной НОУ Автошкола "Автовек-ХХII" также следует, что общество имеет право осуществлять образовательную деятельность при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов.
Из приложения к лицензии следует, что контрольные нормативы на ведения образовательной деятельности по адресу г. Екатеринбург, ул. Надеждинская, 24 заявителем соблюдены, что подтверждается Заключением экспертной лицензионной комиссией от 30.04.2008 года.
При получении лицензии НОУ Автошкола "Автовек XXII" 24.04.2008 в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области поданы:
- заявление о проведении лицензионной экспертизы с указанием адреса: г. Екатеринбург, ул. Надеждинская, 24. по которому должны оказываться образовательные услуги (форма 1);
- сведения о зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса (форма 3), согласно которым образовательные услуги также оказываются по адресу: г. Екатеринбург, ул. Надеждинская, 24.
30.04.2008 экспертной лицензионной комиссией НОУ Автошкола "Автовек XXII" выдано заключение на право ведения образовательной деятельности по адресу: г. Екатеринбург, ул. Надеждинская, д. 24, на основании которого Министерством общего и профессионального образования Свердловской области 30.05.2008 издан приказ N 596-ал о выдачи лицензии НОУ Автошкола "Автовек XXII" с указанием фактического адреса: г. Екатеринбург, ул. Надеждинская, 24.
В ходе проверки установлено, что НОУ Автошкола "Автовек XXII" осуществляет образовательную деятельность по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 81. оф. 701, 710, не указанном в приложении к лицензии А N 271397 от 30.05.2008, без положительного заключения экспертной лицензионной комиссии о возможности ведения образовательной деятельности, соответствия строительным, санитарным и гигиеническим нормам и правилам в указанных помещениях, что является нарушением условий, предусмотренных названной лицензией.
Факт ведения НОУ Автошкола "Автовек XXII" образовательной деятельности по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 81. оф. 701, 710 подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, а также приложенными к акту проверки выпиской из журнала, визиткой общества.
Довод учреждения о том, что факт административного правонарушения заявителем не доказан, судом отклоняется по следующим основаниям.
В силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Из представленных материалов административного производства (акт проверки, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) следует, что заинтересованным лицом допущено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано правонарушение, выявленное в ходе проверки, а также имеются ссылки на законодательные акты, которые нарушило учреждение. При вынесении постановления все права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были разъяснены представителю заинтересованного лица Чепчугову И.В., действующему на основании доверенности от 10.03.2009, о чем имеется отметка в названном постановлении. О вынесении постановления 11.03.2009, а также необходимости явки законного представителя заинтересованного лица в прокуратуру для дачи объяснений, НОУ Автошкола "Автовек XXII" было уведомлено 10.03.2009 путем вручения повестки N 02-01-09 методисту образовательного учреждения Ким Н.Л., присутствовавшей при проведении проверки.
Срок привлечения к административной ответственности заявителем не пропущен. Каких-либо нарушений при проведении проверки судом также не установлено.
Поскольку факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения установлен, подтверждается материалами дела, суд считает, что НОУ Автошкола "Автовек XXII" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым применить в качестве меры административной ответственности штраф по низшему пределу санкции ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 30000 руб.
Применение к вышеназванным правоотношениям положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда не имеется исходя из следующего.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По смыслу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае правонарушение является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Прокуратуры Верх-Исетского района г. Екатеринбурга удовлетворить.
2. Привлечь негосударственное образовательное учреждение Автошкола "Автовек-XXII" (место нахождения: 620036, г. Екатеринбург, Широкая речка, ул. Соболева, 21/3-14; ОГРН 1069600011788) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий, предусмотренных лицензией, в виде штрафа в размере 30000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
5. Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области)
ИНН 6658033077
КПП 665801001
р/с 4010181050000010010
ОКАТО 65401364000
БИК N 046577001
КБК 41511621010010000140.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду в течение тридцати дней со дня уплаты штрафа.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 3 апреля 2009 г. N А60-8156/2009-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июля 2009 г. N Ф09-5421/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения