Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 апреля 2009 г. N Ф09-2120/09-С3
Дело N А34-3913/2008
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2009 г. N 9805/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дубровского В.И., судей Гусева О.Г., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 12.11.2008 по делу N А34-3913/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Курганэнерго" (далее - общество, налогоплательщик) - Истомин А.В. (доверенность от 01.01.2009 N 7);
инспекции - Черва С.В. (доверенность от 11.01.2009 N 05-13/49).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.05.2008 N 636 об отказе в осуществлении возврата пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 806 000 руб. и обязании налогового органа осуществить возврат указанной суммы.
Решением суда от 12.11.2008 (судья Петрова И.Г.) заявленные требования удовлетворены частично; оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части отказа в возврате излишне уплаченных пеней в сумме 704 213 руб.; суд обязал инспекцию произвести возврат указанной суммы. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 (резолютивная часть от 15.01.2009; судьи Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А., Степанова М.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами подп. 4 п. 1 ст. 23, ст. 78, п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению налогового органа, до подачи уточненной налоговой декларации общество не имеет права изменять свое налоговое обязательство и заявлять об излишне уплаченных суммах пеней.
В представленном отзыве общество против доводов жалобы возражает, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Как следует из материалов дела, обществом в мае 2006 года в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по НДС за декабрь 2005 года, согласно которой подлежит уплате НДС в сумме 21 205 603 руб. Платежными поручениями от 02.05.2006 N 4691, 4692 общество уплатило налог в указанной сумме и пени в сумме 806 000 руб.
08.05.2008 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм пеней, в котором указал на ошибочность уплаты суммы пеней, поскольку дебиторская задолженность открытого акционерного общества "Курганские городские тепловые сети" подлежит списанию в 1 квартале 2006 года на основании приказов о списании дебиторской задолженности.
Решением от 20.05.2008 N 636 инспекция отказала обществу в осуществлении возврата в связи с отсутствием переплаты.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды пришли к выводу о правомерности действий налогоплательщика.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Согласно п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах" (далее - Закон) по состоянию на 01.01.2006 налогоплательщики НДС обязаны произвести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 01.01.2006, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие вычету в соответствии с гл. 21 Кодекса.
В случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), даты оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат: день истечения указанного срока исковой давности или день списания дебиторской задолженности (ч. 6 ст. 2 Закона).
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются в силу п. 2 ст. 266 Кодекса те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадежные долги подлежат включению в состав внереализационных расходов в том налоговом периоде, в котором они признаны налогоплательщиком нереальными ко взысканию (безнадежными) с учетом положений п. 2 ст. 266 Кодекса.
В соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 N 34н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, не реальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом на основании приказов генерального директора от 29.10.2004 N 172 и директора филиала Энергосбыт ОАО "Курганэнерго" от 29.10.2004 N 85/1 проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2006, в результате которой выявлена дебиторская задолженность муниципального предприятия "Курганские городские тепловые сети" (далее -предприятие) в сумме 127231061 руб. 90 коп. , что отражено в акте инвентаризации от 31.12.2005 N 254. В связи с ликвидацией предприятия генеральным директором общества изданы приказы от 29.03.2006 N 60, 61 о списании названной дебиторской задолженности.
Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о том, что сумма указанной дебиторской задолженности подлежит включению в налоговую базу за март 2006 года, и об отсутствии оснований для уплаты обществом пеней по НДС в сумме 806 000 руб.
Довод инспекции о том, что до подачи уточненной налоговой декларации общество не имеет права изменять свое налоговое обязательство и заявлять об излишне уплаченных суммах пеней, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку ст. 78 Кодекса не предусматривает в качестве условия для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налога (пени) представление уточненной налоговой декларации.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования частично.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 12.11.2008 по делу N А34-3913/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 N 34н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, не реальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.
...
Довод инспекции о том, что до подачи уточненной налоговой декларации общество не имеет права изменять свое налоговое обязательство и заявлять об излишне уплаченных суммах пеней, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку ст. 78 Кодекса не предусматривает в качестве условия для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налога (пени) представление уточненной налоговой декларации.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 12.11.2008 по делу N А34-3913/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2009 г. N Ф09-2120/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника