Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 апреля 2009 г. N Ф09-2231/09 по делу N А47-5115/2008
Дело N А47-5115/2008
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Беликова М.Б., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.12.2008 по делу N А47-5115/2008-АК-22.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Оренсал" (далее - общество, налогоплательщик) - Козлова С.А. (доверенность от 28.12.2008).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства путем направления в ее адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 16.07.2008 N 07-31/10 (с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 16.09.2008 N 24-17/18300) в части привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 17243907 руб., в связи с неуплатой НДС и предложения его уплатить (п. 1, подп. 3.2 п. 3 резолютивной части решения), а также начисления пени по состоянию на 16.07.2008 в сумме 9286059 руб. 86 коп. по НДС и предложения ее уплатить (п. 2, подп. 3.3. п. 3 резолютивной части решения); и в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 4 резолютивной части решения)
Оспариваемое решение принято по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2005 по 31.12.2006 на основании выводов инспекции о том, что общество не исчислило и не уплатило НДС в сумме 86219543 руб. в связи с необоснованным предъявлением к вычету указанной суммы налога, исчисленного по ставке 18 процентов и уплаченного в составе цены по счетам-фактурам, выставленным обществом с ограниченной ответственностью "Оренбурггазпром" за услуги по транспортировке и переработке природного газа, и открытым акционерным обществом "Газпром" за услуги по транспортировке продукта переработки (сухого газа).
Решением суда от 29.12.2008 (судья Лазебная Г.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии у инспекции оснований для начисления спорных сумм штрафа и пеней. При этом судом отмечено нарушение инспекцией требований к форме составления акта (подп. 12 п. 3 ст. 100 Кодекса), что повлекло нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
Суд также указал на то, что налоговым органом не соблюдены требования законодательства о налогах и сборах при производстве по делу о налоговом правонарушении.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению налогового органа, начисление указанных сумм пеней и штрафов произведено правомерно. Кроме того, инспекция настаивает на том, что требования законодательства о налогах и сборах при принятии оспариваемого решения соблюдены, права налогоплательщика не нарушены.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, и отзыве на нее, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не нашел.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 75 Кодекса предусмотрено, что пени является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании имеющихся в деле доказательств, в том числе налоговых деклараций по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июль - октябрь 2005 г., март 2006 г., платежных поручений, выписок из лицевого счета, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено, что НДС в сумме 86219543 руб. исчислен налогоплательщиком к возмещению из бюджета, а не к уплате в бюджет, и налоговым органом данная сумма возмещена путем возврата на расчетный счет обществу. Налоговый орган не представил суду доказательств наличия у общества недоимки по налогу, на который начислена сумма пеней.
Суд, руководствуясь ст. 11, 75 Кодекса, обосновано указал на то, что НДС в сумме 86219543 руб. недоимкой не является, задолженность за проверяемый период перед бюджетом отсутствует.
Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства позволили суду сделать обоснованный вывод о неправомерном начислении обществу спорной суммы пеней.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение налогового органа в части взыскания спорной суммы штрафа, также является недействительным.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
При этом необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
В соответствии со ст. 106 Кодекса, к ответственности за налоговое правонарушение привлекается лицо, виновное в его совершении.
В силу указанных норм, а также п. 6 ст. 108 Кодекса в предмет доказывания по делу входит установление виновности лица и обстоятельств совершения налогового правонарушения, а именно того, что имел место факт неуплаты или неполной уплаты налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия).
Судом установлено и материалами дела подтверждается отсутствие у налогоплательщика задолженности перед бюджетом на момент вынесения оспариваемого решения, в связи чем инспекция необоснованно привлекла общество к налоговой ответственности в виде взыскания указанной суммы штрафа.
Оснований для непринятия указанного вывода суда первой инстанции у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса не имеется.
Кроме того, при разрешении настоящего спора суд установил, что в акте выездной налоговой проверки от 11.06.2008 N 19 отсутствует предложение о привлечении общества к налоговой ответственности за неуплату НДС, что в свою очередь не обеспечило налогоплательщику возможность представить объяснения по факту привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса.
В силу подп. 12 п. 3 ст. 100 Кодекса в акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.
Согласно п. 8 ст. 101 Кодекса в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей названного Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Налоговым органом названные требования п. 8 ст. 101 Кодекса не соблюдены, что является самостоятельным основанием для отмены решения инспекции вышестоящим органом или судом (п. 14 ст. 101 Кодекса).
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.12.2008 по делу N А47-5115/2008-АК-22 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
М.Б. Беликов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 8 ст. 101 Кодекса в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей названного Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Налоговым органом названные требования п. 8 ст. 101 Кодекса не соблюдены, что является самостоятельным основанием для отмены решения инспекции вышестоящим органом или судом (п. 14 ст. 101 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 апреля 2009 г. N Ф09-2231/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2231/09-С2