Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 апреля 2009 г. N Ф09-1982/09-С6
Дело N А76-23206/2008-4-609
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Соколовой Н.П., судей Семеновой З.Г., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Нефтегазмаш" (далее - общество "Нефтегазмаш") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2008 по делу N А76-23206/2008-4-609.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Нефтегазмаш" - Перминова Е.В. (доверенность от 21.03.2008).
В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 09.04.2009, объявлен перерыв до 14 ч 00 мин. 15.04.2009.
После перерыва в судебном заседании принял участие тот же представитель.
Общество "Нефтегазмаш" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Комитету по управлению имуществом Кыштымского городского округа (далее - комитет) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Кыштым, ул. 2-ая Южная, 2а, кадастровый номер 74:32:0404071:0050 по цене 7506 руб.
Решением суда от 28.11.2008 (судья Гусев А.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Нефтегазмаш" просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Заявитель считает доказанным факт уклонения комитета от заключения договора купли-продажи земельного участка по льготной цене. По мнению заявителя, порядок приобретения земельного участка по льготной цене согласно ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" действует исходя из самого факта приватизации зданий, строений, сооружений, вне зависимости от того, сколько сделок совершено с этой недвижимостью после приватизации.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность решения суда, считает, что истец не относится к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы г. Кыштыма Челябинской обл. от 29.10.2002 N 20341 "О предоставлении обществу "Нефтегазмаш" земельных участков по ул. 2-ая Южная в г. Кыштыме на праве аренды для размещения промплощадки, ТП, КНС и прилегающей к ним территории" между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Кыштыма (арендодатель) и обществом "Нефтегазмаш" (арендатор) заключен договор от 29.10.2002 N 102479 аренды земельного участка площадью 0,0619 га с кадастровым N 74:32:105852:0004, находящийся по адресу: Челябинская обл., г. Кыштым, расположенный в 41 м юго-западнее производственного цеха по ул. 2-ая Южная под размещение ТП, КНС и прилегающей к ним территории.
Названный договор аренды зарегистрирован в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Челябинской области 26.12.2002.
На арендуемом земельном участке находится недвижимое имущество, принадлежавшее обществу с ограниченной ответственностью "Монолит", приобретенное истцом по договору купли-продажи от 19.01.2001 N 55/н.
Как следует из искового заявления, недвижимое имущество принадлежало обществу с ограниченной ответственностью "Монолит" на основании договора купли-продажи объекта приватизации (для юридических лиц) от 17.06.1992 N 17.
Общество "Нефтегазмаш" 19.12.2007 направило комитету письмо N 71 с просьбой выкупа земельного участка с кадастровым N 74:32:0404071:0050 (предыдущий кадастровый N 74:32:105852:0004), расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. 2-ая Южная, на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности истцу: нежилое здание канализационной насосной станции 8209, кадастровый N 74:32:0404071:0050:001, нежилое здание -трансформаторная подстанция 8209, кадастровый N 74:32:0404071:0050:002.
По результатам заседания комиссии по приватизации 11.01.2008 принято решение о согласовании выкупа земельного участка с кадастровым N 74:32:0404071:0050, расчетной стоимостью 13510 руб. 78 коп.
В соответствии с указанным решением комитет направил истцу проект договора купли-продажи.
В письме с регистрационным N 3 общество "Нефтегазмаш" выразило несогласие с ценой выкупаемого земельного участка (л.д. 40).
Комитет в письме от 06.03.2008 N 833 сообщил истцу, что расчет выкупа земельного участка определяется на основании постановлением губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области" и составляет трехкратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, общество "Нефтегазмаш" обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению договора купли-продажи названного земельного участка по цене 7506 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи, поскольку действия ответчика не свидетельствуют об уклонении от заключения договора купли-продажи с истцом. Вместе с тем, рассмотрев спор по существу и отказывая в удовлетворении требований об обязании ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка по цене 7506 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не относится к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ), поскольку здания на земельном участке приобретены истцом в 2001 году по договору купли-продажи, а не в порядке приватизации муниципального или государственного имущества.
С выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) предусмотрено, что до 01 января 2010 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в порядке, определенном п. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ), достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
По смыслу указанной нормы любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит отмене как основанное на неправильном применении норм материального права (ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в п. 1.1 названной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость (п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что цена при продаже земельных участков определяется в соответствии с постановлением губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области".
Согласно названному постановлению до 01 января 2010 года цена при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлена в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка для:
коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Судом первой инстанции не рассмотрены требования истца о заключении договора купли-продажи земельного участка по цене 7506 руб., не проверены расчеты цены выкупа земельного участка, представленные истцом и ответчиком, не исследован вопрос о кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка. Данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
С учетом изложенного дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, на основании изложенного выше установить обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и разрешить спор в соответствии с положениями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2008 по делу N А76-23206/2008-4-609 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Цена земельных участков, указанных в п. 1.1 названной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость (п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что цена при продаже земельных участков определяется в соответствии с постановлением губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области".
Согласно названному постановлению до 01 января 2010 года цена при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлена в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка для:
...
граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2009 г. N Ф09-1982/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника