Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 апреля 2009 г. N Ф09-2449/09-С1
Дело N А71-13011/2008А18
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - департамент, административный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2009 по делу N А71-13011/2008А18.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Спортивно-туристический центр "Нечкино" (далее - общество, ООО СТЦ "Нечкино", заявитель) - Курсаков А.А. (доверенность от 01.08.2007 N 18-01/044985).
От департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента от 02.12.2008 N 26 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2009 (судья Буторина Г.П.) заявленное требование удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, департамент просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда относительно отсутствия вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не нашел в силу следующего.
Как следует из материалов дела, департаментом на основании приказа от 11.11.2008 N 420 в период с 19.11.2008 по 20.11.2008 проведена комплексная проверка соблюдения обществом природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что общество осуществляет самовольное пользование земельным участком лесного фонда национального парка в выделах 8, 10, 14, 17, 19, 20, 21 квартала 59 Нечкинского лесничества государственного учреждения "Национальный парк "Нечкинский" (далее - ГУ НП "Нечкинский"), общей площадью 3,6 га., что является нарушением п. 4 ст. 31 Лесного кодекса Российской Федерации.
По факту использования обществом земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю департаментом составлены акт проверки от 20.11.2008 N 32-П, протокол об административном правонарушении от 20.11.2008 N 33, на основании которых департаментом вынесено постановление от 02.12.2008 N 26 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 20 000 руб. и выдано предписание от 20.11.2008 N 32-П об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Суд первой инстанции, сделав вывод о недоказанности административным органом наличия в действиях общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса, удовлетворил заявленные требования.
Вывод суда является правильным, основан на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Статьей 7.1 Кодекса установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
Оценив в порядке, определенном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом на территории Сарапульского района Удмуртской Республики осуществляется эксплуатация горнолыжной базы, расположенной в 3-х км. севернее с. Нечкино на склоне правого берега р. Кама на расстоянии на расстоянии 1 км. Общество является хозяйствующим субъектом национального парка "Нечкинский", располагаясь на землях, не изъятых из хозяйственной эксплуатации. ГУ НП "Нечкинский" выдало обществу лицензию на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка от 12.01.2005 (сроком на 5 лет).
Обществом оформлены в собственность: земельный участок площадью 0,5 га. вне границ национального парка "Нечкинский" (договор купли-продажи земельного участка от 07.05.2007); земельные участки площадью 3, 98 га., 15,26 га., 4,81 га., расположенные в границах национального парка "Нечкинский", не изъятые из хозяйственной эксплуатации и приобретенные обществом у частных лиц, собственников земельных участков, на основании договоров купли-продажи от 13.01.2005.
ООО СТЦ "Нечкино" с администрацией МО "Сарапульский район" заключены договоры N 46 от 27.10.2005 и N 60 от 30.12.2004 аренды земельных участков площадью 5,821 га. и 177 772 кв.м. сроком на 49 лет.
Обществом 26.06.2006 с ГУ НП "Нечкинский" заключены договоры аренды земельных участков N 152Н/06, 165Н/06, 166Н/06, 167Н/06, 168Н/06 сроком до 26.06.2007. Дополнительными соглашениями срок аренды продлен до 26.03.2008.
Общая площадь арендуемых у ГУ НП "Нечкинский" земельных участков составляет 3,6 га.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 "О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка" изменен порядок заключения договоров аренды земельных участков национальных парков.
Согласно утвержденным данным постановлением Правилам подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка предоставление в аренду земельного участка национального парка в целях организации рекреационной деятельности осуществляется в соответствии с земельным законодательством, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и настоящими Правилами (п. 1).
Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством (п. 3).
Договор аренды земельного участка заключается территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с арендатором в течение срока, установленного земельным законодательством (п. 7).
В связи с изменением порядка заключения договоров аренды земельных участков национальных парков ООО СТЦ "Нечкино" в 2008 г. неоднократно обращалось в уполномоченный орган - Управление Росимущества по Удмуртской Республике с письмами о заключении договоров аренды земель лесного фонда национального парка "Нечкинский".
Согласно ответам Управления Росимущества по Удмуртской Республике уполномоченный орган фактически не мог заключить с заявителем договоры аренды в связи с проведением землеустроительных работ по формированию и постановке на кадастровый учет испрашиваемых земельных участков.
Установленные судом фактические обстоятельства соответствуют материалам дела и не противоречат им.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего земельного законодательства в части оформления правоустанавливающих документов на земельный участок лесного фонда национального парка в выделах 8, 10, 14, 17, 19, 20, 21 квартала 59 Нечкинского лесничества ГУ НП "Нечкинский", в связи с чем в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное обществом требование, отменив оспариваемое постановление административного органа.
Обжалуемый судебный акт является законным, подтвержден материалами дела и отмене не подлежит.
Доводы департамента, приведенные в жалобе, отклоняются как направленные на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2009 по делу N А71-13011/2008А18 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством (п. 3).
Договор аренды земельного участка заключается территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с арендатором в течение срока, установленного земельным законодательством (п. 7).
...
Установленные судом фактические обстоятельства соответствуют материалам дела и не противоречат им.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего земельного законодательства в части оформления правоустанавливающих документов на земельный участок лесного фонда национального парка в выделах 8, 10, 14, 17, 19, 20, 21 квартала 59 Нечкинского лесничества ГУ НП "Нечкинский", в связи с чем в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2009 г. N Ф09-2449/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника