Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 апреля 2009 г. N Ф09-2132/09-С6
Дело N А76-16841/2007
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Столярова А.А., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.08.2008 по делу N А76-16841/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд развития жилищного строительства и реконструкции предприятий строительной индустрии Челябинска "Монолит-Инвест" (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации г. Челябинска (далее - администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении фонду земельного участка площадью 0,0655 га, кадастровый N 74:36:0516002:0030, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный р-н, в квартале ул. Энтузиастов - ул. Коммуны - ул. Энгельса - просп. Ленина, изложенного в письме заместителя главы г. Челябинска по вопросам градостроительства от 13.07.2007 N 10-1361/07-1-1, и возложении на администрацию обязанности принять решение о предоставлении фонду указанного земельного участка на основании акта выбора земельного участка N 001361-05-2005, утвержденного постановлением главы г. Челябинска от 12.02.2005 N 222-п, в аренду (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 105).
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 04.09.2008, 21.11.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска (далее - управление архитектуры) и комитет.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.08.2008 (судья Забутырина Л.В.) заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2008 (судьи Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В., Баканов В.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, комитет просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что жилой дом, который фонд планировал строить на спорном земельном участке, не предусмотрен документацией по планировке территории. Заявитель полагает, что судами необоснованно не принято во внимание, что обжалуемый отказ в предоставлении земельного участка вынесен в ответ на письмо фонда от 13.06.2007 N 147, в котором фонд сообщает о строительстве на данном земельном участке иного объекта, чем тот, который указан в акте выбора земельного участка.
Как установлено судами при рассмотрении спора, постановлением Главы г. Челябинска от 14.02.2005 N 222-п фонду утвержден акт выбора земельного участка N 001361-05-2005 (проект границ земельного участка) многоэтажного жилого дома и предварительно согласовано место размещения объекта строительства в квартале, ограниченном ул. Энтузиастов - ул. Коммуны - ул. Энгельса - просп. Ленина в Центральном р-не г. Челябинска. На фонд возложена обязанность откорректировать проект реконструкции квартала в указанных границах, утвердить и согласовать его в установленном порядке, разработать проект многоэтажного жилого дома в соответствии с условиями акта выбора, на основании согласованного проекта оформить документы о предоставлении земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома в порядке, установленном законом.
Данный земельный участок площадью 655 кв.м на основании материалов межевания поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:36:0516002:0030, разрешенное использование: для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра от 13.04.2005 N 36/05-02-563.
Главным архитектором города управления архитектуры 16.03.2005 (исх. N 9665) утверждено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта многоэтажного жилого дома в указанном квартале.
В письме от 08.02.2007 N 36 фонд обратился в управление архитектуры с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 0,0655 га для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома.
В ответ на указанное обращение управление архитектуры в письме от 01.03.2007 N 1122/03 сообщило Фонду о том, что в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовку и выдачу градостроительного плана осуществляет орган местного самоуправления, предложило направить заявление на имя главы г. Челябинска.
Фонд обратился в администрацию с заявлением от 14.06.2007 N 146, о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 0,0655 га для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома.
Управление архитектуры в письме от 18.07.2007 N 4864/6ц сообщило фонду о необходимости представления дополнительных документов для подготовки градостроительного плана.
После чего фонд направил в администрацию заявление от 12.02.2007 N 41 о предоставлении в аренду земельного участка для строительства с приложением копий следующих документов: постановления от 14.02.2005 N 222-п, кадастрового плана от 13.04.2005 N 36/05-02-563, акта выбора земельного участка N 001361-05-2005, Устава фонда, свидетельств о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, информационного письма об учете в ЕГРП.
В ответ на указанное заявление заместитель главы г. Челябинска по вопросам градостроительства сообщил, что заявление рассмотрено Градостроительной комиссией, для продолжения работы необходимо предоставить информацию о выполнении п. 2 (подп. 1, 2) постановления главы г. Челябинска от 14.02.2005 N 222-п.
В порядке исполнения запроса фонд в письме от 13.06.2007 N 147 сообщил администрации, что подготовка правоустанавливающих документов на разработку документации по планировке территории города относится к компетенции органов местного самоуправления и не может быть возложена на третьих лиц. Кроме того, фонд указал, что на запрашиваемом земельном участке предполагается строительство отдельно стоящего жилого дома с количеством этажей не более чем три, предназначенного для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
В письме от 13.07.2007 N 10-1361/01-1-1 администрация в ответ на письмо фонда от 13.06.2007 N 147 сообщила, что оформление документов о предоставлении земельного участка в аренду не представляется возможным.
Полагая, что данное письмо является незаконным отказом в предоставлении спорного земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления (ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения обжалуемого ненормативного акта) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Аналогичные положения содержатся в п. 24 Временного порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г. Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3 (в редакции решения Челябинской городской Думы от 28.11.2006 N 17/24, далее - временный порядок).
Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что фондом в надлежащие сроки в администрацию подано заявление о предоставлении земельного участка для строительства и приложены к нему все необходимые документы. В соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" проведение торгов для предоставления спорного земельного участка не требовалось. Администрацией не доказано, что невыполнение фондом дополнительных условий, предусмотренных постановлением главы г. Челябинска от 14.02.2005 N 222-п, о коррекции проекта реконструкции квартала и разработке проекта многоэтажного жилого дома в соответствии с условиями акта выбора земельного участка препятствует принятию решения о предоставлении земельного участка. В то же время ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни временный порядок обязательных дополнительных требований к застройщику не предъявляют.
Арбитражный апелляционный суд обоснованно не принял во внимание указание в обжалуемом отказе в предоставлении земельного участка, изложенном в письме от 13.07.2007 N 10-1361/07-1-1, на то, что он дан в ответ на письмо фонда от 13.06.2007 N 147.
О предоставлении земельного участка на основании акта выбора земельного участка N 001361-05-2005, утвержденного постановлением главы г. Челябинска от 14.02.2005 N 222-п, фонд просил в заявлении от 12.02.2007 N 41. Указаний на объект, под строительство которого испрашивается земельный участок, в данном заявлении не содержится, а письмо фонда от 13.06.2007 N 147 о возможности возведения объекта индивидуального жилищного строительства заявлением о предоставлении земельного участка не является.
С учетом указанных обстоятельств суды правомерно удовлетворили требования фонда о признании недействительным отказа администрации в предоставлении земельного участка и в соответствии с п. 10 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации возложили на нее обязанность принять решение о предоставлении спорного земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.08.2008 по делу N А76-16841/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что фондом в надлежащие сроки в администрацию подано заявление о предоставлении земельного участка для строительства и приложены к нему все необходимые документы. В соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" проведение торгов для предоставления спорного земельного участка не требовалось. Администрацией не доказано, что невыполнение фондом дополнительных условий, предусмотренных постановлением главы г. Челябинска от 14.02.2005 N 222-п, о коррекции проекта реконструкции квартала и разработке проекта многоэтажного жилого дома в соответствии с условиями акта выбора земельного участка препятствует принятию решения о предоставлении земельного участка. В то же время ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни временный порядок обязательных дополнительных требований к застройщику не предъявляют.
...
О предоставлении земельного участка на основании акта выбора земельного участка N 001361-05-2005, утвержденного постановлением главы г. Челябинска от 14.02.2005 N 222-п, фонд просил в заявлении от 12.02.2007 N 41. Указаний на объект, под строительство которого испрашивается земельный участок, в данном заявлении не содержится, а письмо фонда от 13.06.2007 N 147 о возможности возведения объекта индивидуального жилищного строительства заявлением о предоставлении земельного участка не является.
С учетом указанных обстоятельств суды правомерно удовлетворили требования фонда о признании недействительным отказа администрации в предоставлении земельного участка и в соответствии с п. 10 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации возложили на нее обязанность принять решение о предоставлении спорного земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2009 г. N Ф09-2132/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника