Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 апреля 2009 г. N Ф09-1455/09-С1
Дело N А07-11507/2008-А-ХИМ
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июля 2009 г. N 9246/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Василенко С.Н., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества "Туймазинский кирпич" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.01.2009 по делу N А07-11507/2008-А-ХИМ.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан о признании недействующим с момента издания Порядка предоставления в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, собственникам, владельцам земельных участков (далее - Порядок предоставления в пользование участков недр), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан от 01.06.2006 N 168п "Об утверждении порядка предоставления в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, собственникам, владельцам земельных участков" (далее - приказ N 168п), в части п. 1.1 в части слов "на глубину до 5 м", в части п. 1.2 в части слов "для своих (собственных) нужд" и в части слов "на глубину до 5 м", в части п. 2.3 в части слов "общераспространенные полезные ископаемые будут добываться не для своих (собственных) нужд, а для получения коммерческой выгоды"; о признании недействующей с момента издания формы Разрешения на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков, утвержденного приказом N 168П (далее - форма Разрешения на пользование недрами) в части слов "для собственных нужд землевладельца", "глубина выработки не должна превышать 5 м".
В ходе рассмотрения дела в порядке, предусмотренном ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица в связи с реорганизацией - Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан надлежащим - Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан.
Решением суда от 21.01.2009 (судьи Хайдаров И.М., Симахина И.В., Сафиуллина Р.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В отзыве на кассационную жалобу Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения ввиду необоснованности доводов заявителя.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов Республики Башкортостан вынесен приказ N 168п, которым утверждены Порядок предоставления в пользование участков недр и форма Разрешения на пользование недрами.
Данный нормативный правовой акт был зарегистрирован в Минюсте Республики Башкортостан от 26.06.2006 N 298 и опубликован в газете "Республика Башкортостан" от 19.07.2006 N 138 (26121).
Полагая, что Порядок предоставления в пользование участков недр и форма Разрешения на пользование недрами частично не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых пунктов Порядка предоставления в пользование участков недр и формы Разрешения на пользование недрами действующему законодательству и указал на то, что они вынесены уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с его компетенцией.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
На основании п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и ст. 1.2 Закона о недрах вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Из ч. 3 ст. 1.1 Закона о недрах следует, что субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 24.05.2006 N УП-200 (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) названное Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование, контроль и надзор в области управления фондом недр.
В силу п. 4.2 названного Положения данное Министерство в пределах своей компетенции имеет право издавать нормативные правовые акты в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недр, водных объектов, атмосферного воздуха, лесов, объектов животного и растительного мира), ведения лесного хозяйства, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обязательные для исполнения на территории Республики Башкортостан.
На основании п. 1 Указа Президента Республики Башкортостан от 14.12.2006 N УП-583 "О мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере природопользования, лесных отношений и охраны окружающей среды" Министерство природных ресурсов Республики Башкортостан переименовано в Министерство природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством природных ресурсов Республики Башкортостан в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, является правильным.
Однако в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и ч. 3 ст. 1 Закона о недрах законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из п. 1.2 Порядка предоставления в пользование участков недр следует, что собственникам, владельцам земельных участков предоставляется право по своему усмотрению для своих (собственных) нужд в границах земельного участка осуществлять безлицензионную добычу не числящихся на государственном балансе общераспространенных полезных ископаемых на глубину до 5 м без применения взрывных работ, по специальному разрешению Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан - уполномоченного органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области недропользования.
Данным положением также установлены перечень документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган для получения названного разрешения, срок его оформления, основания для отказа в предоставлении данного разрешения, форма Разрешения на пользование недрами.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Согласно ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из ст. 18 Закона о недрах следует, что порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен только порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и порядок пользования недрами.
Однако, установив в оспариваемом Порядке предоставления в пользование участков недр обязанность собственников и владельцев земельных участков получать специальное разрешение на осуществление безлицензионной добычи не числящихся на государственном балансе общераспространенных полезных ископаемых, Министерство природных ресурсов Республики Башкортостан ввело дополнительные ограничения для указанных лиц в сфере отношений недропользования, не предусмотренные федеральным законодательством. Введение данной обязанности ограничивает права указанных лиц на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд по своему усмотрению, поскольку реализация свободного волеизъявления, установленного Законом о недрах, поставлена в зависимость от получения разрешения. Выдача разрешения по существу является установлением лицензионного порядка пользования землей.
В связи с этим суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о соответствии оспариваемых пунктов Порядка предоставления в пользование участков недр и формы Разрешения на пользование недрами действующему законодательству.
Поскольку положения Порядка предоставления в пользование участков недр и формы Разрешения на пользование недрами, устанавливающие необходимость получения разрешения Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан, признаны судом кассационной инстанции противоречащими федеральному законодательству, остальные пункты данного Порядка, регламентирующие порядок получения разрешения, рассмотрения представленных для получения разрешения материалов, сроки выдачи разрешения, основания для отказа в его выдаче и форму данного разрешения, также следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.01.2009 по делу N А07-11507/2008-А-ХИМ отменить.
Признать Порядок предоставления в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, собственникам, владельцам земельных участков, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан от 01.06.2006 N 168п "Об утверждении Порядка предоставления в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, собственникам, владельцам земельных участков", не соответствующим ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и не действующим полностью.
Взыскать с Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в пользу закрытого акционерного общества "Туймазинский кирпич" судебные расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Возвратить из средств федерального бюджета закрытому акционерному обществу "Туймазинский кирпич" 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.03.2009 N 139.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из ст. 18 Закона о недрах следует, что порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен только порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и порядок пользования недрами.
Однако, установив в оспариваемом Порядке предоставления в пользование участков недр обязанность собственников и владельцев земельных участков получать специальное разрешение на осуществление безлицензионной добычи не числящихся на государственном балансе общераспространенных полезных ископаемых, Министерство природных ресурсов Республики Башкортостан ввело дополнительные ограничения для указанных лиц в сфере отношений недропользования, не предусмотренные федеральным законодательством. Введение данной обязанности ограничивает права указанных лиц на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд по своему усмотрению, поскольку реализация свободного волеизъявления, установленного Законом о недрах, поставлена в зависимость от получения разрешения. Выдача разрешения по существу является установлением лицензионного порядка пользования землей.
В связи с этим суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о соответствии оспариваемых пунктов Порядка предоставления в пользование участков недр и формы Разрешения на пользование недрами действующему законодательству.
Поскольку положения Порядка предоставления в пользование участков недр и формы Разрешения на пользование недрами, устанавливающие необходимость получения разрешения Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан, признаны судом кассационной инстанции противоречащими федеральному законодательству, остальные пункты данного Порядка, регламентирующие порядок получения разрешения, рассмотрения представленных для получения разрешения материалов, сроки выдачи разрешения, основания для отказа в его выдаче и форму данного разрешения, также следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2009 г. N Ф09-1455/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника