Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 апреля 2009 г. N Ф09-2151/09-С1
Дело N А76-10975/2008-61-594
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Малова Вячеслава Анатольевича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2008 по делу N А76-10975/2008-61-594 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие предприниматель.
Представители Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее - министерство, административный орган) в судебное заседание не явились.
От министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства от 08.07.2008 N 254 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2008 (судья Тиунова Т.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов относительно наличия в его действиях состава вменяемого административного правонарушения фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Как следует из материалов дела, главным специалистом отдела экологического контроля Управления охраны окружающей среды и экологического контроля администрации г. Магнитогорска 21.05.2008 проведена проверка соблюдения предпринимателем требований законодательства в области охраны окружающей среды в процессе эксплуатации им ателье "Стела", расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д. 10, и магазина "Промтовары", расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Карла Маркса, д. 149/1.
В ходе проверки установлено, что предпринимателем осуществляется деятельность по пошиву одежды и торговле промтоварами, в результате чего образуются и размещаются отходы производства и потребления: отходы от уборки территории и помещений оптово-розничной торговли; отходы упаковочных материалов из бумаги; отходы картоны и полиэтилена; мусор от бытовых помещений.
На основании договора поставки вторичного сырья от 31.01.2008 N 14, заключенного предпринимателем с обществом с ограниченной ответственностью "ПЗП "Втор-Ком", предприниматель поставляет вторичное сырье (макулатура, полиэтилен ПВД, обрезки ткани сортированные) названному обществу.
Также между предпринимателем и муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство" заключен договор от 28.08.2003 на вывоз твердых бытовых отходов.
Однако предприниматель осуществляет указанную деятельность, в процессе которой образуются и размещаются отходы производства и потребления, при отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и установленных лимитов на их размещение, подтверждения отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, ведения учета образующих, переданных использованных отходов.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 21.05.2008 N 37.
Прокурором Ленинского района г. Магнитогорска по результатам рассмотрения материалов проверки в отношении предпринимателя 10.06.2008 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса.
Постановление от 10.06.2008 с материалами проверки направлены для рассмотрения в министерство, которым вынесено постановлением от 08.07.2008 N 254 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 2000 руб.
Считая постановление министерства незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах делах и действующем законодательстве.
Статьей 8.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу ст. 14 Закона N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 18 Закона N 89-ФЗ). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (п. 4 ст. 18 Закона N 89-ФЗ). При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 18 Закона N 89-ФЗ).
Согласно ст. 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель осуществляет деятельность по пошиву одежды и торговле промтоварами, в процессе которой образуются и размещаются отходы производства и потребления, при отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и установленных лимитов на их размещение, подтверждения отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, ведения учета образующихся, переданных использованных отходов.
Доказательств, свидетельствующих о принятии предпринимателем всех зависящих от него мер по получению соответствующих разрешительных документов, предусмотренных при обращении с отходами, в материалы дела не представлено.
Поскольку предприниматель не выполнил обязанность, возложенную на него требованиями указанных выше норм, суды пришли к правильному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 Кодекса.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2008 по делу N А76-10975/2008-61-594 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Малова Вячеслава Анатольевича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
...
Поскольку предприниматель не выполнил обязанность, возложенную на него требованиями указанных выше норм, суды пришли к правильному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2009 г. N Ф09-2151/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника