Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 апреля 2009 г. N А60-3979/2009-С10
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2009 г. N Ф09-5273/09-С2 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аризона" к Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения налогового органа,
при участии в заседании:
от заявителя: Шушерин О.Б., представитель по доверенности от 16.06.2008,предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: Григорьева Е.В. представитель по доверенности N 03-08/10 от 11.01.09, предъявлено служебное удостоверение.
Объявлен состав суда, сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.
От заявителя и заинтересованного лица поступили ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайства судом удовлетворены.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
С учетом уточненных требований, принятых судом 08.04.2009, заявитель просит признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга об отказе возвратить ООО "Аризона" сумму излишне уплаченного налога на игорный бизнес, оформленное письмом N 2499 от 25.12.08. В качестве способа устранения прав и законных интересов заявителем предложено суду обязать Инспекцию ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав заявителя, обязав налоговый орган в течение 10 дней с момента вынесения решения суда первой инстанции по настоящему делу возвратить ООО "Аризона" сумму излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 2812500 рублей.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что налоговым органом неправомерно отказано в возврате излишне уплаченного в период с января по июнь 2007 года налога на игорный бизнес, поскольку общество, являясь субъектом малого предпринимательства, в силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость, действующую на момент регистрации заявителя в качестве юридического лица вне зависимости от момента постановки игрового автомата на налоговый учет.
Заинтересованное лицо выразило свои возражения против удовлетворения заявленных требований, указывая на законность принятого решения. Не оспаривая наличия переплаты по налогу на игорный бизнес, налоговый орган ссылается на то, что на момент вынесения решения не была окончена камеральная проверка представленных налогоплательщиком уточненных налоговых декларации по спорным периодам, содержащих в себе обобщенные сведения об исчисленной сумме налога в отношении всех объектов игорного бизнеса, снятых с налогового учета по месту нахождения обособленных подразделений в различных территориальных налоговых органах. Одновременно налоговый орган ссылается на отсутствие документов, содержащих сведений о размере налоговых обязательств общества по каждому подразделению, сумме налога, поступившей в бюджет, сведений о количестве зарегистрированных игровых автоматов, поскольку пакет документов, включая информационные ресурсы, в том числе данные о закрытии лицевых счетов по налогу на игорный бизнес по месту нахождения обособленных подразделений общества с ограниченной ответственностью "Аризона", а так же сальдо недоимки по месту учета головной организации - Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга территориальными налоговыми органами в установленном порядке и сроки переданы не были.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аризона" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.07.2004 и осуществляло в 2007 году свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 005010 выданной 22.07.2004 Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком до 22.07.2009.
При этом объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес (игровые автоматы) были поставлены на учет как по месту государственной регистрации самого общества, так и по месту регистрации его обособленных подразделений - Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга, Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Инспекции ФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга.
В соответствии с первоначальными декларациями за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2007 года от 20.06.2005 общество исчислило налог на игорный бизнес по ставке 7500 руб. за каждый игровой автомат, на общую сумму 4687500 руб. Указанная сумма налога была уплачена обществом. Данное обстоятельство подтверждено представленными суду копиями платежных поручений: N 58 от 19.02.2007, N 93 от 20.03.2007, N 131 от 19.04.2007, N 167 от 17.05.2007, N 172 от 19.06.2007, N 204 от 05.07.2007, N 55 от 12.02.2007, N 89 от 19.03.2007, N 128 от 19.04.2007, N 165 от 17.05.2007, N 169 от 19.06.2007, N 202 от 05.07.3007, N 57 от 12.02.2007, N 91 от 19.03.2007, N 133 от 20.04.2007, N 169 от 21.05.2007, N 171 от 19.06.2007, N 206 от 18.07.2007, N 59 от 12.02.2007, N 92 от 19.03.2007, N 130 от 19.04.2007, N 166 от 17.05.2007, N 170 от 19.06.2007, N 203 от 05.07.2007, N 56 от 12.02.2007, N 90 от 19.03.2007, N 129 от 19.04.2007, N 168 от 21.05.2007, N 173 от 19.06.2007, N 205 от 05.07.2007, а также представленными в материалы дела сведениями из вышеперечисленных налоговых инспекций и не оспаривается заинтересованным лицом.
На дату государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица ставка налога на игорный бизнес была установлена Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ и составляла 3000 руб. за каждый игровой автомат.
Полагая, что на него распространяет свое действие норма, изложенная в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", общество 17.12.2008 представило в Инспекцию ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за период с января по июнь 2007 года, в которых по всем объектам игорного бизнеса зарегистрированных в данный период в налоговых органах (общее количество игровых автоматов в спорный период- 624) заявило ставку налога 3000 руб.
Одновременно (18 декабря 2008 года) Инспекцией ФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга получено заявление общества о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 2812500 руб.
25 декабря 2008 налоговым органом принято решение об отказе в осуществлении зачета (возврата), оформленное письмом N 2499 от 25.12.2008. В качестве основания отказа в возврате излишне уплаченного налога налоговый орган сослался на то, что сумма переплаты не подтверждается данными КЛС меньше заявленной.
Полагая, что названное решение налогового органа является незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Аризона" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
Из указанных положений следует, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у соответствующего лица с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Из учредительного договора, устава общества следует, что его участниками не являются Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, одно или несколько юридических лиц, не являющимся субъектами малого предпринимательства. Факт наличия у общества с момента государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица статуса субъекта малого предпринимательства подтвержден данными Свердловскстата (N 12-5/51 от 13.03.2007).
При таких обстоятельствах в спорном периоде заявитель являлся субъектом малого предпринимательства. Указанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Пунктом 1 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
На территории Свердловской области ставки налога на игорный бизнес были установлены Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области", согласно подпункту 2 статьи 2 которого (в редакции действовавшей на момент государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица) ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат была определена в размере 3000 рублей.
В силу статьи 9 Закона N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что статья 9 Закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Таким образом, из приведенных положений статьи 9 Закона N 88-ФЗ и позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что субъектам малого предпринимательства гарантирована стабильность сохранения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации того порядка налогообложения, который действовал на момент из государственной регистрации, а не с какого-либо иного момента.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума от 15.04.2008 N 17177/07.
Ставка налога согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Поскольку по состоянию на январь-июнь 2007 года не истекли четыре года с момента регистрации общества в качестве юридического лица, а увеличение ставки налога на игорный бизнес создало для него менее благоприятные условия, то общество правомерно при исчислении налога за указанный период применило ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на момент его регистрации, то есть в размере 3000 руб. за каждый игровой автомат.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Как следует из материалов дела, заявителем сняты с учета игровые автоматы, зарегистрированным по месту нахождения обособленных подразделений в Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, Инспекции по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Инспекции ФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга.
В соответствии со сведениями, представленными в судебное заседание вышеназванными налоговыми инспекциями, данными карточек лицевого счета за период деятельности обособленных подразделений у общества с ограниченной ответственностью "Аризона", недоимка по налогу на игорный бизнес у заявителя отсутствует, сальдо расчетов с бюджетом равно нулю. Карточки лицевых счетов с нулевым остатком переданы в Инспекцию ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в возврате излишне уплаченных в период с января по июнь 2007 года сумм налога на игорный бизнес в общем размере 2812500 руб.
На основание вышеизложенного, суд считает, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга об отказе возвратить ООО "Аризона" сумму излишне уплаченного налога на игорный бизнес, оформленное письмом N 2499 от 25.12.2008 следует признать незаконным.
В порядке распределения судебных расходов государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче искового заявления в сумме 2000 рублей, относится на заинтересованное лицо.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Аризона" удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга об отказе возвратить ООО "Аризона" сумму излишне уплаченного налога на игорный бизнес, оформленное письмом N 2499 от 25.12.08.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав заявителя, путем возврата обществу с ограниченной ответственностью "Аризона" (ИНН 6674139345, ОГРН 1046605203369) из бюджета сумму излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 2812500 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу ООО "Аризона" расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины в размере 2000 руб. (через Шушерина О.Б. по квитанции от 09.02.2009 N 40).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 апреля 2009 г. N А60-3979/2009-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2009 г. N Ф09-5273/09-С2 настоящее решение оставлено без изменения