Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 мая 2009 г. N Ф09-2736/09-С4
Дело N А07-17207/2008-А-БСА
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Дядченко Л.В., Мальцевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан (далее - инспекция) от 13.01.2009 по делу N А07-17207/2008-А-БСА и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хозяйственный магазин 500 мелочей" (далее - общество "Хозяйственный магазин 500 мелочей") к инспекции о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество "Хозяйственный магазин 500 мелочей" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать незаконными: решение инспекции от 31.10.2008 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Ригат" (далее - общество "Ригат") при создании путем реорганизации в форме выделения из общества "Хозяйственный магазин 500 мелочей", решение инспекции от 31.10.2008 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, решение инспекции от 31.10.2008 об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, а также просит обязать данную инспекцию произвести государственную регистрацию общества "Ригат", созданного в процессе реорганизации общества "Хозяйственный магазин 500 мелочей", произвести государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы общества "Хозяйственный магазин 500 мелочей" и в сведения о нем, не связанные с внесением изменений в учредительные документы.
Решением суда от 13.01.2009 (судья Боброва С.А.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме: решения инспекции от 31.10.2008 об отказе в государственной регистрации общества "Ригат", об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением в учредительные документы и об отказе в регистрации изменений, внесенных в учредительные юридического лица, признаны недействительными; суд обязал инспекцию произвести государственную регистрацию общества "Ригат", созданного в процессе реорганизации, и внести изменения в учредительные документы общества "Хозяйственный магазин 500 мелочей" и изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы общества "Хозяйственный магазин 500 мелочей" на основании поданных документов.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 (судьи Бабкина С.А., Серкова З.Н., Ершова С.Д.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку в нарушение п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" обществом "Хозяйственный магазин 500 мелочей" в пакете документов, представленных для государственной регистрации, не было представлено доказательств уведомления инспекции как кредитора о реорганизации общества, отказ в регистрации в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является правомерным.
Как следует из материалов дела, единственным учредителем общества "Хозяйственный магазин "500 мелочей" принято решение от 15.09.2008 N 5 о реорганизации общества в форме выделения из него общества "Ригат", об утверждении разделительного баланса общества по состоянию на 15.09.2008 и утверждении изменений в Устав общества "Хозяйственный магазин "500 мелочей".
Единственным участником общества "Ригат" принято решение от 15.09.2008 N 1 об утверждении Устава общества и назначении директора.
15.09.2008 общество "Хозяйственный магазин "500 мелочей" представило в инспекцию сообщение о его реорганизации в форме выделения.
19.09.2008 общество "Хозяйственный магазин "500 мелочей" направило в адрес кредиторов письма с уведомлением о реорганизации, а также направило в журнал "Вестник государственной регистрации" для публикации сообщение о реорганизации общества.
27.10.2008 общество "Хозяйственный магазин "500 мелочей" обратилось в инспекцию с заявлением по форме N Р12001 о государственной регистрации юридического лица - общества "Ригат" при создании путем реорганизации в форме выделения, с заявлением по форме N 13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества "Хозяйственный магазин "500 мелочей", и заявлением по форме N 14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице - обществе "Хозяйственный магазин "500 мелочей", не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Инспекцией 31.10.2008 принято решение об отказе в государственной регистрации общества "Ригат" со ссылкой на то, что заявителем в нарушение п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не представлены доказательства письменного уведомления инспекции, являющейся кредитором общества "Хозяйственный магазин "500 мелочей", о принятом решении о реорганизации общества в форме выделения, и как следствие инспекцией приняты решения об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества "Хозяйственный магазин "500 мелочей", и в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Полагая, что решения инспекции от 31.10.2008 об отказе в государственной регистрации являются незаконными, общество "Хозяйственный магазин "500 мелочей" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что к заявлениям были приложены все необходимые документы, а также на то, что в инспекцию ранее было направлено сообщение о реорганизации общества, которое получено инспекцией 15.09.2008.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Перечни документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлены в ст. 14 и 17 этого же Закона.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе расписку инспекции о получении документов N 3876а, суды установили, что в регистрирующий орган заявителем были представлены все необходимые для регистрации документы, перечисленные в ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также почтовый реестр об отправке кредиторам уведомления о реорганизации общества и бланк-заявка на подачу объявления о реорганизации общества в "Вестник государственной регистрации".
В п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков.
Установив, что сообщение о реорганизации общества в форме выделения было получено инспекцией 15.09.2008, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом надлежащим образом в соответствии с требованиями п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" была исполнена обязанность об извещении налогового органа о реорганизации юридического лица.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства: сообщение о реорганизации общества в форме выделения, полученное инспекцией 15.09.2008, почтовый реестр отправки в адрес иных кредиторов уведомления о реорганизации общества, доказательства направления в "Вестник государственной регистрации" для публикации объявления о реорганизации общества, подтверждают факт исполнения обществом требований п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Непредставление обществом повторно вместе с заявлением по форме N Р12001 о государственной регистрации юридического лица- общества "Ригат" при создании путем реорганизации в форме выделения в инспекцию доказательств ее уведомления о реорганизации общества не может являться основанием для отказа в государственной регистрации вновь созданного юридического лица в порядке ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение инспекции от 31.10.2008 об отказе в государственной регистрации вновь созданного юридического лица - общества "Ригат".
Установив, что обществом "Хозяйственный магазин "500 мелочей" для регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, и изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с изменениями в учредительные документы, были представлены все документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суды также правомерно признали недействительными решения инспекции от 31.10.2008 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением в учредительные документы и об отказе в регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица.
В связи с вышеизложенным не принимаются доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права - п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.01.2009 по делу N А07-17207/2008-А-БСА и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по названному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что обществом "Хозяйственный магазин "500 мелочей" для регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, и изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с изменениями в учредительные документы, были представлены все документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суды также правомерно признали недействительными решения инспекции от 31.10.2008 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением в учредительные документы и об отказе в регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица.
В связи с вышеизложенным не принимаются доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права - п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2009 г. N Ф09-2736/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника