Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 мая 2009 г. N Ф09-2704/09-С2
Дело N А71-10215/2008А31
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Наумовой Н.В., судей Юртаевой Т.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (далее - управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.12.2008 по делу N А71-10215/2008А31 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Косвинцевой Галины Андреевны (далее - предприниматель, страхователь) штрафа в сумме 91 руб. на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ)
Из материалов дела следует, что взыскиваемый штраф наложен на страхователя решением управления от 29.05.2008 N 1374-1 за непредставление органу Пенсионного фонда в установленный срок сведений за 2007 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке требования управления об уплате штрафа послужило основанием для обращения управления в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в принудительном порядке.
Решением суда от 16.12.2008 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 (судьи Богданова Р.А., Борзенкова И.В., Григорьева Н.П.) решение суда оставлено без изменения.
Суды пришли к выводу о допущенном управлением нарушении требований, установленных ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс), при привлечении предпринимателя к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправомерное применение судами норм Кодекса к правоотношениям, возникшим в области пенсионного страхования.
Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Положениями ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования к страхователям, в том числе, физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок привлечения к ответственности за указанное правонарушение Федеральным законом N 27-ФЗ не урегулирован.
Вместе с тем ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок осуществления налогового контроля, процедура рассмотрения материалов проверки и привлечения к ответственности регламентированы гл. 14 Кодекса, в частности - ст. 101.4, введенной в действие Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007.
В соответствии со ст. 101.4 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
По истечении указанного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения.
При этом акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Согласно п. 12 ст. 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично.
Установленные ст. 101.4 Кодекса требования распространяются и на органы Пенсионного фонда.
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт рассмотрения управлением материалов камеральной проверки и вынесения решения о привлечении к ответственности предпринимателя при отсутствии данных о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В частности данный факт подтвержден почтовым уведомлением о направлении предпринимателю акта камеральной проверки с извещением о назначении рассмотрения материалов проверки на 29.05.2008.
Указанное уведомление вернулось в адрес управления только 26.06.2008, тогда как, решение о привлечении к ответственности принято 29.05.2008, то есть управлением при рассмотрении материалов проверки не был установлен факт надлежащего уведомления предпринимателя о дате рассмотрения материалов проверки.
Кроме того, из содержания решения о привлечении предпринимателя к ответственности следует, что его вина в рамках проверки не устанавливалась (ст. 108, 109 Кодекса).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что несоблюдение управлением требований к производству по делу о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования повлекло за собой существенные нарушения прав предпринимателя на свою защиту.
Таким образом, суды правомерно отказали управлению в удовлетворении заявленных требований.
Довод управления о неправильном применении судами норм Кодекса к рассматриваемым правоотношения является ошибочным и подлежит отклонению.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.12.2008 по делу N А71-10215/2008А31 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз. 2 п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа.
По мнению территориального органа ПФР, неправомерно применение норм НК РФ к правоотношениям, возникшим в области пенсионного страхования.
По мнению суда, в данном случае решение территориального органа подлежит отмене в связи с нарушением процедуры привлечения предпринимателя к ответственности.
В силу абз. 2 п. 12 ст. 101.4 НК РФ к существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Суд установил, что предприниматель привлечен к ответственности по ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление органу ПФР в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд отметил, что порядок привлечения к ответственности за указанное правонарушение Федеральным законом N 27-ФЗ не урегулирован, поэтому применяется порядок, установленный ст. 101.4 НК РФ.
Поскольку решение о привлечении к ответственности вынесено до момента получения почтового уведомления о вручении письма, которым предприниматель уведомлен о рассмотрении материалов проверки, суд признал его незаконным, нарушающим права предпринимателя на свою защиту.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2009 г. N Ф09-2704/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника