Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 мая 2009 г. N Ф09-2979/09-С3
Дело N А07-8521/2008-А-СЛА
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Дубровского В.И., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.12.2008 по делу N А07-8521/2008-А-СЛА и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Медведев Игорь Александрович (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решений об отказе в проведении зачета и возврата переплаты от 20.03.2008 N 703-718, 720, 721, 723-731 и об обязании инспекции провести зачет на сумму 56 969 руб. 74 коп. и возвратить переплату в сумме 574 163 руб. 06 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан.
Решением суда от 04.12.2008 (судья Сакаева Л.А.) требования предпринимателя удовлетворены частично. Признаны недействительными решения инспекции от 20.03.2009 N 709-718, 720, 721, 723-731. Суд обязал инспекцию произвести зачет излишне уплаченных налогов в счет погашения задолженности по налогам на сумму 56 869 руб. 39 коп. , в том числе задолженности в сумме 11 824 руб. 42 коп. и 44 212 руб. 03 коп. по налогу на добавленную стоимость налогового агента и 832 руб. 94 коп. по налогу на доходы физических лиц (пени), а также возвратить предпринимателю излишне уплаченные налоги в сумме 557 698 руб. 16 коп. В части возврата излишне уплаченных налогов в сумме 16 464 руб. 90 коп. заявление оставлено без рассмотрения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Степанова М.Г.) решение суда отменено в части признания недействительным решения инспекции от 20.03.2008 N 711 и обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченных налогов в счет задолженности по налогу на доходы физических лиц (пени) в сумме 832 руб. 94 коп. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить в части удовлетворения требований налогоплательщика, ссылаясь на то, что Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не освобождает налогового агента от обязанности по перечислению удержанного налога на добавленную стоимость в бюджет даже при наличии переплаты налога, имеющейся у него как у налогоплательщика, в связи с чем отсутствуют основания для проведения зачета налога на добавленную стоимость, излишне уплаченного налогоплательщиком, в счет исполнения им обязанности налогового агента по уплате налога на добавленную стоимость за другое юридическое лицо. Возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость и единого социального налога в сумме 516 451 руб. 26 коп. , налога на доходы физических лиц в сумме 41 246 руб. 90 коп. не представляется возможным, так как по налогу на добавленную стоимость налогового агента и пени по налогу на доходы физических лиц у налогоплательщика имеется задолженность.
Отзыв на кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа предпринимателем не представлен.
Как следует из материалов дела, по результатам совместной сверки, проведенной 11.03.2008 между инспекцией и налогоплательщиком, выявлено наличие переплаты налогов. Предприниматель обратился с заявлениями о зачете и возврате излишне уплаченных сумм налога.
Налоговый орган решениями от 20.03.2008 N 703-711 отказал в проведении зачета излишне уплаченного единого социального налога в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, переплаты налога на добавленную стоимость в счет погашения задолженности по налогу на рекламу, по единому налогу на вмененный доход, по налогу на добавленную стоимость налогового агента, по пеням по налогу на доходы физических лиц. Основанием для вынесения указанных решений послужили выводы инспекции об отнесении налогов к различным бюджетам и наличие задолженности по налогам в соответствующий бюджет.
Решениями от 20.03.2008 N 712-718, 720, 721, 723-731 инспекцией отказано предпринимателю в удовлетворении заявлений о возврате излишне уплаченных единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц в связи с наличием задолженности по платежам в бюджет.
Считая решения инспекции от 20.03.2008 N 703-711, 712-718, 720, 721, 723-731 об отказе в проведении зачета и возврате переплаты налогов незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, в котором также просит произвести зачет на сумму 56 969 руб. 74 коп. и возвратить переплату в сумме 574 163 руб. 06 коп.
Удовлетворяя требования предпринимателя о признании недействительными решений инспекции от 20.03.2008 N 709-718, 720, 721, 723-731 и обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченных налогов в счет погашения задолженности по налогам на сумму 56 869 руб. 39 коп. и возвратить излишне уплаченные налоги в сумме 557 698 руб. 16 коп. , суд первой инстанции исходил из отсутствия прямого указания в законе на разграничение налога на добавленную стоимость и налога на добавленную стоимость налогового агента по видам налогов и бюджетов, несоответствия оспариваемого решения инспекции от 20.03.2008 N 711 положениям, предусмотренным ст. 78 Кодекса в редакции, действовавшей после 01.01.2007, наличия излишней уплаты налогов, непредставления инспекцией доказательств существования у предпринимателя задолженности по налогам в бюджеты.
Отменяя решение суда в части признания недействительным решения инспекции от 20.03.2008 N 711 и обязания произвести зачет излишне уплаченных налогов в счет задолженности по налогу на доходы физических лиц (пени) в сумме 832 руб. 94 коп. , апелляционный суд исходил из невозможности проведения зачета согласно ст. 78 Кодекса в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, ввиду зачисления налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость в разные виды бюджетов.
Оставляя решение суда без изменения в остальной части, апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78 в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
В соответствии с п. 1, 3, 5 ст. 78 Кодекса в редакции, действующей до 01.01.2007, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Из п. 7, 8 ст. 78 Кодекса следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что решениями инспекции от 20.03.2008 N 709, 710 предпринимателю отказано в проведении зачета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость налогового агента в сумме 11 824 руб. 42 коп. и в сумме 44 212 руб. 03 коп.
Наличие переплаты по налогу на добавленную стоимость материалами дела подтверждено и инспекцией не оспаривается.
Поскольку налоговое законодательство рассматривает налог на добавленную стоимость, как налог, пополняемый различными способами: уплатой плательщиком и удержанием через налогового агента, отсутствует прямая норма, запрещающая зачет между видами налоговых поступлений, налог на добавленную стоимость и налог на добавленную стоимость налогового агента подлежат зачислению в федеральный бюджет, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерности отказа инспекции в проведении зачета налога в указанных суммах.
Судами установлено, что решениями инспекции от 20.03.2008 N 712-718, 720, 721, 723-731 предпринимателю отказано в возврате излишне уплаченного единого социального налога в суммах 3105 руб., 957 руб. 23 коп. , 367 руб. 07 коп. , 40 865 руб. 15 коп. , 18 430 руб. 23 коп. , 88 руб. 76 коп. , 10 руб. 80 коп. , 98 руб. 08 коп. , 471 руб. 02 коп. , 15 276 руб. 62 коп. , 7966 руб. 43 коп. , 1914 руб. 58 коп. , 84 руб. 55 коп. , 15 руб. 26 коп. , 555 руб. 93 коп. , налога на добавленную стоимость в суммах 419 030 руб. 04 коп. , 7214 руб. 41 коп. , налога на доходы физических лиц в сумме 41 246 руб. 90 коп.
Поскольку факт излишней уплаты указанных налогов подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, не представлено доказательств наличия задолженности у предпринимателя по иным налогам соответствующего вида, зачисляемым в тот же бюджет, суды обоснованно признали решения инспекции от 20.03.2008 712-718, 720, 721, 723-731 недействительными обязали возвратить излишне уплаченный налоги в сумме 557 698 руб. 16 коп.
Довод налогового органа о невозможности возврата налога на добавленную стоимость в связи с существованием у предпринимателя недоимки по налогу на добавленную стоимость, удерживаемому налоговым агентом, не принимается судом во внимание, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения данная задолженность подлежала зачету в счет имевшейся переплаты по налогу на добавленную стоимость.
В силу ст. 78 Кодекса наличие недоимки по сумме пеней по налогу на доходы физических лиц, зачисляемому в местные и региональные бюджеты, не препятствует возврату излишне уплаченных до 2007 года единого социального налога и налога на добавленную стоимость, зачисляемых в иные бюджеты.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В остальной части судебные акты инспекцией не обжалуются.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 по делу N А07-8521/2008-А-СЛА Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из п. 7, 8 ст. 78 Кодекса следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
...
Поскольку налоговое законодательство рассматривает налог на добавленную стоимость, как налог, пополняемый различными способами: уплатой плательщиком и удержанием через налогового агента, отсутствует прямая норма, запрещающая зачет между видами налоговых поступлений, налог на добавленную стоимость и налог на добавленную стоимость налогового агента подлежат зачислению в федеральный бюджет, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерности отказа инспекции в проведении зачета налога в указанных суммах.
...
В силу ст. 78 Кодекса наличие недоимки по сумме пеней по налогу на доходы физических лиц, зачисляемому в местные и региональные бюджеты, не препятствует возврату излишне уплаченных до 2007 года единого социального налога и налога на добавленную стоимость, зачисляемых в иные бюджеты."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2009 г. N Ф09-2979/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника