Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 мая 2009 г. N Ф09-3088/09-С5
Дело N А76-24347/2008-6-548/76
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Пановой Л.А., судей Гайдука А.А., Макарова В.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.01.2009 по делу N А76-24347/2008-6-548/76 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Заявление общества "РЖД" о рассмотрении дела в отсутствии его представителя удовлетворено на основании ч. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - общество "ММК") о приобщении к материалам дела отзыва на кассационную жалобу удовлетворено на основании ст. 41, 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "ММК" о взыскании 2481800 руб. штрафа за задержку вагонов.
Решением от 16.01.2009 (судья Костарева И.В.) с общества "ММК" в пользу общества "РЖД" взыскано 1240900 руб. штрафа за задержку вагонов. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением от 13.03.2009 (судьи Махрова Н.В., Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "РЖД" просит судебные акты отменить в части применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, 64, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 39, 62, 99, 114 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). По мнению заявителя, оснований для уменьшения неустойки у суда не имелось, поскольку снижение размера штрафа до размера платы за пользование вагонами свидетельствует о фактическом освобождении общества "ММК" от ответственности за задержку вагонов.
Общество "ММК" в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласно, решение и постановление считает законными и обоснованными.
Как установлено судами, между истцом (дорога) и ответчиком (ветвевладелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути от 25.07.2000 N 5/12, в соответствии с условиями которого локомотивом дороги подаются вагоны на подъездной путь, на пути парков "А", "С", "В" станции Магнитогорск - Грузовой и на 1-7 пути станции Куйбас. Дальнейшее продвижение вагонов со станции Магнитогорск - Грузовой производится локомотивом ветвевладельца.
Параграфом 8 названного договора в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2004 установлены технологические сроки оборота вагонов: летом (с 15 апреля по 15 октября) для вагонов с одной грузовой операцией - 32 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 48 часов; зимой (с 15 октября по 15 апреля) для вагонов с одной грузовой операцией - 36 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 56 часов.
Общество "РЖД" на основании ведомостей подачи и уборки вагонов за декабрь 2007 г. начислило обществу "ММК" штраф в сумме 2481800 руб. за нарушение сроков оборота вагонов. Отказ общества "ММК" от уплаты штрафа в установленном размере послужил основанием для обращения общества "РЖД" в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что согласно имеющимся в материалах дела ведомостям подачи и уборки вагонов ответчиком была допущена задержка вагонов более чем на 24 часа сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что ч. 6 ст. 62 Устава предусмотрена мера ответственности в виде штрафа, начисленного в соответствии со ст. 99, 100 Устава.
Суд признал правомерным расчет истцом штрафа в сумме 2481800 руб. При этом, уменьшая сумму штрафа до 1240900 руб., суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитав, что сумма штрафа, начисленная истцом, явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства ответчиком.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, также пришел к выводу о правомерности применения к спорным правоотношениям положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы судов о наличии оснований для уменьшения законной неустойки соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
В силу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии с разъяснениями, данными Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п. 36 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Критериями для установления несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства: цена товаров, работ, услуг; сумма договора (п. 42 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение экономической экспертизы, письмо Федеральной службы по тарифам от 15.02.2007 N ЕВ-862/10, и, приняв во внимание, что размер предъявленного к взысканию штрафа многократно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, суды установили, что подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, суды правомерно в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снизили размер штрафа, взыскав с ответчика в пользу истца 907 700 рублей.
В связи с изложенным довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется.
Иные доводы заявителя жалобы также подлежат отклонению, так как направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами. Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.01.2009 по делу N А76-24347/2008-6-548/76 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение экономической экспертизы, письмо Федеральной службы по тарифам от 15.02.2007 N ЕВ-862/10, и, приняв во внимание, что размер предъявленного к взысканию штрафа многократно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, суды установили, что подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, суды правомерно в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снизили размер штрафа, взыскав с ответчика в пользу истца 907 700 рублей.
В связи с изложенным довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2009 г. N Ф09-3088/09-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника