Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 мая 2009 г. N Ф09-3160/09-С4
Дело N А34-1986/2008
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 сентября 2012 г. N Ф09-3160/09 по делу N А34-1986/2008
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2012 г. N 18АП-5570/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2009 г. N Ф09-5035/09-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кондратьевой Л.И., судей Мальцевой Т.С., Дядченко Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы (далее - уполномоченный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 21.01.2009 по делу N А34-1986/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по то же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Куртамышский хлеб" (далее - общество "Агрофирма "Куртамышский хлеб") о признании федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Восход" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУСП "Восход", должник) несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель уполномоченного органа - Жуков Е.Л. (доверенность от 13.10.2008).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Курганэнерго" заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. Данное ходатайство подлежит удовлетворению, так как в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, в связи с чем присутствие в судебном заседании суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не является обязательным.
Общество "Агрофирма "Куртамышский хлеб" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании ФГУСП "Восход" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 25.09.2008 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Зубков Н.А.
Решением суда от 21.01.2009 (судьи Носко Е.Ф., Доставалов В.В., Позднякова Л.В.) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на Зубкова Н.А.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 (судьи Серкова З.Н., Матвеева С.В., Ершова С.Д.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, уполномоченный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению уполномоченного органа, в нарушение требований ст. 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по месту нахождения должника, являющийся в силу ст. 34 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) лицом, участвующим в деле о банкротстве, о времени и месте судебного заседания по делу не извещался. Судами не учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" принято решение о преобразовании должника в открытое акционерное общество и включении его в состав открытого акционерного общества "Агропром", 100% акций которого находится в федеральной собственности. Данное обстоятельство свидетельствует о возможности восстановления платежеспособности ФГУСП "Восход", поэтому вывод судов об отсутствии доказательств, подтверждающих основания для введения в отношении должника процедуры финансового оздоровления, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, признание должника банкротом повлечет возможность причинения ущерба обороноспособности Российской Федерации.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Курганэнерго" в отзыве указало, что оставляет рассмотрение вопроса об отмене обжалуемых судебных актов на усмотрение суда кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела, по заявлению общества "Агрофирма "Куртамышский хлеб" определением Арбитражного суда Курганской области от 23.06.2008 возбуждено дело о признании ФГУСП "Восход" несостоятельным (банкротом) в связи с наличием у него признаков банкротства, предусмотренных ст. 3 Закона о банкротстве.
В период процедуры наблюдения в реестр требований кредиторов ФГУСП "Восход" включены требования кредиторов в общей сумме 23130113 руб. 52 коп.
В связи с окончанием процедуры наблюдения арбитражным управляющим 11.01.2009 проведено первое собрание кредиторов ФГУСП "Восход", на котором принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отложении судебного заседания по делу о банкротстве должника на один месяц.
Принимая решение о признании должника несостоятельным (банкротом), суды исходили из наличия у ФГУСП "Восход" признаков банкротства, отсутствия доказательств возможности реального восстановления платежеспособности должника, а также невозможности отложения рассмотрения дела в связи с истечением семимесячного срока рассмотрения дела, предусмотренного ст. 51 Закона о банкротстве.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).
Согласно п. 3 ст. 62 указанного Закона наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных ст. 51 настоящего Закона о банкротстве.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. 51 Закона о банкротстве).
В силу п. 1 ст. 75 закона о банкротстве по окончании процедуры наблюдения арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В ходе наблюдения временным управляющим в соответствии со ст. 70 Закона о банкротстве проведен анализ финансового состояния ФГУСП "Восход", который показал, что восстановление платежеспособности должника невозможно, большинство коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, имеют низкое значение. Так, общая сумма требований, установленных на стадии наблюдения и включенных в реестр требований кредиторов, составила 23130113 руб. 52 коп. Кредиторская задолженность должника согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на 30.06.2008 составляла 18496000 руб., кредиты банков - 6532000 руб., долгосрочные обязательства - 14415000 руб. Активы должника составляли 98238000 руб., в том числе 65013000 руб. -стоимость основных средств, 3023000 руб. - стоимость объектов незавершенного строительства, 18685000 руб. - стоимость запасов, 9517000 руб. - дебиторская задолженность. В ходе проведения инвентаризации основных средств предприятия выявлено имущество балансовой стоимостью 56144172 руб. 40 коп. Признаков фиктивного и преднамеренного банкротства не выявлено.
При таких обстоятельствах, установив признаки банкротства ФГУСП "Восход" и отсутствие у него реальной возможности восстановить свою платежеспособность, с учетом истечения установленного ст. 51 Закона о банкротстве срока рассмотрения дела о банкротстве, суды обоснованно, в соответствии со ст. 3, 53, 75 названного Закона, приняли решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Доводы уполномоченного органа о том, что выводы судов об отсутствии доказательств, подтверждающих основания для введения в отношении должника процедуры финансового оздоровления, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, отклоняются судом кассационной инстанции исходя из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве после введения наблюдения органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника.
По смыслу указанной нормы применительно к государственным и муниципальным предприятиям запрет распространяется на тот орган, который в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вправе от имени собственника имущества унитарного предприятия принимать решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия (п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Как следует из материалов дела процедура наблюдения в отношении ФГУСП "Восход" введена определением Арбитражного суда Курганской области от 25.09.2008.
При таких обстоятельствах довод уполномоченного органа о возможности восстановления платежеспособности должника в результате реорганизации ФГУСП "Восход" со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" обоснованно не принят во внимание судами.
Довод заявителя кассационной жалобы о возможности причинения убытков Российской Федерации введением в отношении должника процедуры конкурсного производства отклоняется, поскольку доказательствами не подтвержден (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка уполномоченного органа на то, что органы местного самоуправления должны были быть извещены о времени и месте судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве должника также отклоняется как основанная на неправильном толковании ст. 34 Закона о банкротстве. Кроме того, указанным доводам судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, соответствующая положениям Закона о банкротстве.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 21.01.2009 по делу N А34-1986/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по то же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела процедура наблюдения в отношении ФГУСП "Восход" введена определением Арбитражного суда Курганской области от 25.09.2008.
При таких обстоятельствах довод уполномоченного органа о возможности восстановления платежеспособности должника в результате реорганизации ФГУСП "Восход" со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" обоснованно не принят во внимание судами.
...
Ссылка уполномоченного органа на то, что органы местного самоуправления должны были быть извещены о времени и месте судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве должника также отклоняется как основанная на неправильном толковании ст. 34 Закона о банкротстве. Кроме того, указанным доводам судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, соответствующая положениям Закона о банкротстве.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 21.01.2009 по делу N А34-1986/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по то же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2009 г. N Ф09-3160/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника