Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 июля 2009 г. N Ф09-5035/09-С4
Дело N А34-1986(12)/2008
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 сентября 2012 г. N Ф09-3160/09 по делу N А34-1986/2008
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2012 г. N 18АП-5570/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2009 г. N Ф09-3160/09-С4
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2009 г. N 18АП-1297/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кондратьевой Л.И., судей Дядченко Л.В., Азанова П.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2009 по делу N А34-1986(12)/2008 о признании федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Восход" Министерства обороны Российской Федерации несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы Жуков Е.Л. (доверенность от 13.10.2008).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 21.01.2009 федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Восход" Министерства обороны Российской (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство, полномочия конкурсного управляющего до утверждения конкурсного управляющего возложены на временного управляющего Зубкова Н.А.
17.03.2009 в Арбитражный суд Курганской области обратилось государственное учреждение Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) с требованием о включении в третью очередь реестра требований кредиторов капитализированных платежей в сумме 2678931 руб. 59 коп.
Определением суда от 22.04.2009 требование признано обоснованным, указанная сумма включена в третью очередь реестра требований кредиторов.
В порядке апелляционного производства определение не пересматривалось.
Федеральная налоговая служба, чьи требования включены в реестр требований кредиторов должника, не согласна с вынесенным определением, в кассационной жалобе просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, у Фонда социального страхования и его отделений отсутствует право на обращение с заявлениями в рамках дела о банкротстве, поскольку органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве, является Федеральная налоговая служба.
Как следует из материалов дела, фонд обратился в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника суммы капитализированных платежей для обеспечения Косинцева Михаила Николаевича в сумме 362282 руб. 78 коп. и Статных Олеси Сергеевны в сумме 2316648 руб. 81 коп., перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда здоровью.
Материалами дела подтверждено наличие обязательств должника перед застрахованными работниками Косинцевым М.Н. и Статных О.С., возникшего из причинения вреда здоровью в результате несчастного случая на производстве.
Согласно п. 1 ст. 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Во исполнение пункта 2 названного Постановления Фондом социального страхования Российской Федерации Постановлением от 30.07.2001 N 72 утверждена "Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей" (далее - Методика расчета размера капитализируемых платежей), положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.
Таким образом, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал за Фондом социального страхования Российской Федерации право на самостоятельное требование к должнику-страхователю (в рамках дела о банкротстве) о капитализации платежей, выплачиваемых Фондом застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и взыскании соответствующей капитализированной суммы.
Поскольку такое требование по капитализации платежей, основанное на п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", должно квалифицироваться как требование кредиторов третьей очереди, кредитором в этом случае должен выступать Фонд социального страхования Российской Федерации.
Вывод суда о том, что фонд является надлежащим заявителем по требованию в деле о банкротстве, правомерен. Суд обоснованно включил в третью очередь реестра требований кредиторов требование фонда по капитализированным платежам в сумме 2678931 руб. 51 коп., в том числе для обеспечения Косинцева М.Н. - 362282 руб. 78 коп., Статных О.С. - 231664 руб., из них 1344247 руб. 89 коп. - дополнительные расходы на медицинскую и социальную реабилитацию.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются как противоречащие постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей".
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2009 является законным, отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2009 по делу N А34-1986(12)/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.
...
Поскольку такое требование по капитализации платежей, основанное на п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", должно квалифицироваться как требование кредиторов третьей очереди, кредитором в этом случае должен выступать Фонд социального страхования Российской Федерации.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются как противоречащие постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2009 г. N Ф09-5035/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника