Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 мая 2009 г. N Ф09-3095/09-С6
Дело N А47-7353/2008-19ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу заместителя прокурора Оренбургской области (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.01.2009 по делу N А47-7353/2008-19ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга (далее - комитет) - Цветков Д.А. (доверенность от 03.02.2009 N 345/1-28);
муниципального унитарного предприятия "СпортСтройСервис" (далее предприятие "СпортСтройСервис") - Нейфельд В.А. (доверенность от 20.11.2008);
прокуратуры Оренбургской области - Васильева М.А. (старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Свердловской области, удостоверение N 085362).
Прокурор обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к предприятию "СпортСтройСервис", обществу с ограниченной ответственностью "Изумруд" (далее - общество "Изумруд"), Управлению землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - управление землепользования) с иском о признании недействительными:
- соглашения об отступном от 25.09.2007 N 26/4, заключенного между предприятием "СпортСтройСервис" и обществом "Изумруд";
зарегистрированного права собственности общества "Изумруд" на одноэтажное здание склада, литера В, общей площадью 113,8 кв.м; площадку для размещения автомобилей, литера В, площадью 12157 кв.м; площадку для размещения рынка, литера В1, общей площадью 7140,4 кв.м; одноэтажное здание подтрибунных помещений, литера Е, общей площадью 912 кв.м; одноэтажное здание туалета, литера Е, общей площадью 150,9 кв.м; футбольное поле, литера Е3, общей площадью 11225 кв.м; одноэтажное здание туалета, литера У, общей площадью 104,7 кв.м; одноэтажное здание склада, литера ГГ1, общей площадью 175,4 кв.м, расположенные по адресу: г. Оренбург, пер. Кондукторский, д. 2;
- договоров купли-продажи земельных участков от 01.11.2007 N 1470 от 02.11.2007 N 1483, от 02.11.2007 N 1484, заключенных между управлением землепользования и обществом "Изумруд";
- зарегистрированного права собственности общества "Изумруд" на земельный участок площадью 33,239 кв.м с кадастровым номером 56:44:04 42 002:0048 с местоположением относительно ориентира - стадиона, расположенного в границах участка по адресу: г. Оренбург, пер. Кондукторский, д. 2; земельный участок площадью 12,157 кв.м с кадастровым номером 56:44:04 42 002:0019, с местоположением примерно в 100 метрах по направлению на север от ориентира -гаража, расположенного за пределами участка по адресу: г. Оренбург, пер. Кондукторский, д. 2; земельный участок площадью 7280 кв.м с кадастровым номером 56:44:04 42 002:0054 с местоположением относительно ориентира -площадки для размещения рынка, литера В1, расположенного в границах участка по адресу: г. Оренбург, пер. Кондукторский, д. 2 (с учетом принятых арбитражным судом уточнений исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Оренбурга, комитет, Оренбургский городской Совет, Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.01.2009 (судья Бабина О.Е.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 (судьи Баканов В.В., Ермолаева Л.П., Соколова Т.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора. Заявитель полагает, что в силу ст. 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 1 ст. 34, п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6, 27 Устава г. Оренбурга, п. 5.2-5.4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Оренбурга, утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 11.12.1996 N 82, решение об отчуждении спорных объектов муниципальной собственности принимается Оренбургским городским Советом в рамках полномочий собственника данного имущества. По мнению прокурора, ответчиками совершены несколько взаимосвязанных между собой сделок в отношении спортивного стадиона "Локомотив", а именно: договор инвестирования от 22.06.2007 N 32, договор уступки права требования от 17.09.2007, соглашение об отступном от 25.09.2007. Заключение данных сделок, по мнению заявителя, осуществлено с целью покупки муниципального имущества способом, не предусмотренным положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Также прокурор полагает, что соглашение об отступном от 25.09.2007 в силу ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации является притворной сделкой, совершенной сторонами с целью прикрыть сделки по незаконному отчуждению муниципального имущества.
В отзывах на кассационную жалобу администрация г. Оренбурга, управление землепользования, комитет, предприятие "СпортСтройСервис" возражают против изложенных в ней доводов, считают их несостоятельными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Материалами дела подтверждается, что администрацией г. Оренбурга, муниципальным унитарным предприятием "Управление капитального строительства" (заказчик), обществом "Изумруд" (инвестор-1) и предприятием "СпортСтройСервис" (инвестор-2) 22.06.2007 подписан договор N 32 на инвестирование спортивного комплекса, согласно условиям которого инвесторы приняли на себя обязательства по инвестированию в строительство: общество "Изумруд" в сумме 150000000 руб., предприятие "СпортСтройСервис" в сумме 6000000 руб. (т. 1, л.д. 64-73).
Договором предусмотрено базовое соотношение долей в праве собственности на возводимый объект в следующих размерах: 65% доли в праве собственности на построенный объект в собственность общества "Изумруд", 35% доли в праве собственности на построенный объект в собственность предприятия "СпортСтройСервис".
Распоряжениями комитета от 19.07.2007 N 1203, 1199, от 07.08.2007 N 1319 предприятию на праве хозяйственного ведения переданы спорные объекты недвижимости, право хозяйственного ведения названного предприятия зарегистрировано 09.08.2007 (т. 2, л.д. 62-68; т. 3, л.д. 4, 5).
Обществом "Изумруд" (цедент) и предприятием "СпортСтройСервис" (цессионарий) 17.09.2007 подписан договор N 25/3 уступки права требования, по условиям которого общество "Изумруд" уступает предприятию "СпортСтройСервис" свои права требования к предприятию "Управление капитального строительства" в сумме 30000000 руб. (т. 1, л.д. 74).
Предприятием "СпортСтройСервис" (должник) и обществом "Изумруд" (кредитор) 25.09.2007 подписано соглашение N 26/4 об отступном, согласно условиям которого стороны договорились о прекращении обязательств, вытекающих из договора об уступке права требования от 17.09.2007 N 25/3, подписанного кредитором и должником, в связи с предоставлением предприятием "СпортСтройСервис" взамен исполнения обязательств по отступному в виде спорных объектов недвижимости (т. 1, л.д. 34-36).
В качестве отступного предприятие "СпортСтройСервис" передало обществу "Изумруд" принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Оренбург, пер. Кондукторский, 2, оцененное сторонами в сумме 30000000 руб., а именно: одноэтажное здание склада, литера В, общей площадью 113,8 кв.м, стоимостью 846500 руб.; площадку для размещения автомобилей, литера В, площадью 12 157 кв.м, стоимостью 1559500 руб.; площадку для размещения рынка, литера В1, общей площадью 7140,4 кв.м, стоимостью 533000 руб.; одноэтажное здание подтрибунных помещений, литера Е, общей площадью 912 кв.м, стоимостью 7202500 руб.; одноэтажное здание туалета, литера Е, общей площадью 150,9 кв.м, стоимостью 952000 руб.; футбольное поле, литера Е3, общей площадью 11225 кв.м, стоимостью 17244900 руб.; одноэтажное здание туалета, литера У, общей площадью 104,7 кв.м, стоимостью 610000 руб.; одноэтажное здание склада, литера ГГ1, общей площадью 175,4 кв.м стоимостью 1051000 руб.
Право собственности общества "Изумруд" на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано 01.10.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области на основании договора об уступке права требования от 17.09.2007 N 25/3 и соглашения об отступном от 25.09.2007 N 26/4 (т. 1, л.д. 37-44).
Управлением землепользования (продавец) и обществом "Изумруд" (покупатель) подписаны договоры от 01.11.2007, 02.11.2007 купли-продажи N 1470, 1483, 1484 земельных участков площадью 7280 кв.м с кадастровым номером 56:44:04 42 002:0054, площадью 12157 кв.м с кадастровым номером 56:44:04 42 002:0019, площадью 33239 кв.м с кадастровым номером 56:44:04 42 002:0048 соответственно, на которых расположены указанные объекты недвижимости: 2 склада, 2 туалета, площадка для размещения рынка, площадка для размещения автомобилей, футбольное поле, здание подтрибунных помещений (т. 1, л.д. 58-63).
Прокурор, полагая, что соглашение об отступном от 25.09.2007 N 26/4, а также последующие договоры купли-продажи земельных участков под спорными объектами недвижимости, зарегистрированное право собственности общества "Изумруд" на указанное недвижимое имущество, являются недействительными, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что на момент заключения соглашения об отступном от 25.09.2007 26/4 было зарегистрировано в установленном законом порядке право хозяйственного ведения предприятия "СпортСтройСервис" на спорное недвижимое имущество, согласие на совершение указанной крупной сделки уполномоченного собственником органа - комитета, получено, поэтому требования п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации при совершении данной сделки соблюдены. После отчуждения указанного имущества в соответствии с оспариваемым соглашением предприятие "СпортСтройСервис" сохранило возможность исполнения своих функций в рамках уставной деятельности, с учетом оставшейся части оборудования; ухудшения финансово-экономического положения предприятия "СпортСтройСервис" не наступило. Кроме того, суд первой инстанции не нашел оснований для признания оспариваемого соглашения притворной сделкой в соответствии со ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации. Апелляционным судом отклонена ссылка прокурора на то, что оспариваемое соглашение совершено с нарушением положений Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 3 названного Закона его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Иных оснований ничтожности соглашения об отступном от 25.09.2007 N 26/4 апелляционный суд не установил.
Обжалуя решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, прокурор сослался на то, что в силу ст. 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 1 ст. 34, п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6, 27 Устава г. Оренбурга, п. 5.2-5.4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Оренбурга, утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 11.12.1996 N 82, решение об отчуждении спорных объектов муниципальной собственности принимается Оренбургским городским Советом в рамках полномочий собственника данного имущества. Прокурор также указывает на то, что соглашение об отступном от 25.09.2007 N 26/4 в силу ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации является притворной сделкой, поскольку совершено сторонами с целью прикрыть действия по совершению нескольких взаимосвязанных между собой сделок по отчуждению муниципального имущества с нарушением порядка и способов приватизации, установленных Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Заявитель считает, что изначально спорное имущество было передано в хозяйственное ведение предприятия "СпортСтройСервис" не для целей осуществления предприятием уставной деятельности, а для передачи его в собственность общества "Изумруд" посредством взаимосвязанных сделок в отношении данного имущества.
Довод прокурора о том, что решение об отчуждении данных объектов недвижимости должно приниматься Оренбургским городским Советом, обоснованно отклонен судами на основании следующего.
В силу п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Как установлено судами, на момент заключения соглашения об отступном от 25.09.2007 N 26/4 спорное недвижимое имущество принадлежало предприятию "СпортСтройСервис" на праве хозяйственного ведения. На совершение указанной крупной сделки было получено согласие комитета (т. 1, л.д. 91, 92).
В соответствии с п. 5.3 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Оренбурга, утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 11.12.1996 N 82, решения об отчуждении объектов муниципальной собственности, принадлежащих муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, принимаются ими с предварительного письменного согласия комитета (т. 2, л.д. 36).
Согласно п. 3.21, 3.22 Положения о Комитете по управлению имуществом г. Оренбурга, утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 26.01.2005 N 2, комитет дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, передачу его в залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом; дает согласие на совершение муниципальными унитарными предприятиями крупной сделки (т. 2, л.д. 27).
Оренбургским городским Советом в отзыве на исковое заявление указано, что нормами данного Положения для муниципальных унитарных предприятий предусмотрен специальный порядок, при котором решения об отчуждении объектов муниципальной собственности, в том числе, и стоимость которых более 50-тысячнократного размера минимальной оплаты труда на момент отчуждения, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения, принимаются ими с согласия комитета (т. 1, л.д. 93, 94).
С учетом изложенного вывод судов о том, что решение об отчуждении спорных объектов муниципальной собственности принимается комитетом, а не Оренбургским городским Советом, является правомерным.
Вместе с тем суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании следующего.
Суд первой инстанции, отклоняя довод прокурора о притворности соглашения об отступном, указал на отсутствие в материалах дела прямых доказательств, свидетельствующих о притворности данной сделки.
Вместе с тем, судом в нарушение п. 2 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка следующим обстоятельства дела.
Согласно п. 1.2 договора от 22.06.2007 об инвестировании после выполнения инвесторами обязанностей по инвестированию в форме капитальных вложений в строительство спортивного комплекса, ввода его в эксплуатацию общество "Изумруд" и предприятие "СпортСтройСервис" обязаны зарегистрировать свое право на долю в праве собственности на построенный объект пропорционально вложенным инвестициям.
На основании п. 1.3 договора предприятие "СпортСтройСервис", получив право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные по адресу: г. Оренбург, пер. Кондукторский, д. 2, литеры У, В, Е, В, В1, Е3, Е, с письменного согласия собственника муниципального имущества - администрации, заключает в будущем с обществом "Изумруд" договор мены.
В соответствии с договором мены, заключаемым в будущем, объекты недвижимого имущества, перечисленные выше, передаются в собственность общества "Изумруд", а доля в праве собственности на построенный объект инвестирования, принадлежащая данному обществу, - в собственность муниципального образования "Город Оренбург".
Правовыми основаниями для заключения предварительного договора о заключении в будущем договора мены является: со стороны общества "Изумруд" -исполнение им обязанности по перечислению первого транша, со стороны предприятия "СпортСтройСервис" - государственная регистрация права хозяйственного ведения на указанные объекты недвижимого имущества, со стороны администрации - письменное согласование заключения данного предварительного договора о заключении в будущем договора мены.
Согласно п. 2.3 названного договора администрация обязуется передать указанные объекты недвижимого имущества в хозяйственное ведение предприятия "СпортСтройСервис".
По мнению прокурора, положения приведенных пунктов договора об инвестировании, свидетельствуют о том, что собственник муниципального имущества - администрация - приняла на себя обязательства передать спорные объекты недвижимости в хозяйственное ведение предприятия "СпортСтройСервис" для последующего их отчуждения в собственность обществу "Изумруд".
Указанным доводам прокурора судами правовая оценка не дана.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду надлежит устранить отмеченные недостатки, рассмотреть спор в соответствии с нормами действующего законодательства с учетом доводов лиц, участвующих в деле, а также обсудить вопрос о привлечении к участию в деле муниципального унитарного предприятия "Управление капитального строительства", как участника договора об инвестировании.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.01.2009 по делу N А47-7353/2008-19ГК и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 5.3 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Оренбурга, утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 11.12.1996 N 82, решения об отчуждении объектов муниципальной собственности, принадлежащих муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, принимаются ими с предварительного письменного согласия комитета (т. 2, л.д. 36).
Согласно п. 3.21, 3.22 Положения о Комитете по управлению имуществом г. Оренбурга, утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 26.01.2005 N 2, комитет дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, передачу его в залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом; дает согласие на совершение муниципальными унитарными предприятиями крупной сделки (т. 2, л.д. 27).
Оренбургским городским Советом в отзыве на исковое заявление указано, что нормами данного Положения для муниципальных унитарных предприятий предусмотрен специальный порядок, при котором решения об отчуждении объектов муниципальной собственности, в том числе, и стоимость которых более 50-тысячнократного размера минимальной оплаты труда на момент отчуждения, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения, принимаются ими с согласия комитета (т. 1, л.д. 93, 94)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2009 г. N Ф09-3095/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника